Судебный акт
Изменение размера пенсии за выслугу лет муниципальному служащему
Документ от 11.12.2012, опубликован на сайте 27.12.2012 под номером 36137, 2-я гражданская, о признании действий по уменьшению размера ежемесячной выплаты за выслугу лет незаконными, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Дементьева Н.В.                                                                     Дело № 33-3946/2012

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  11 декабря  2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Грудкиной Т.М. и Чурбановой Е.В.

при секретаре Атногуловой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Кузоватовское городское поселение на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 26 сентября 2012 года, по  которому постановлено:

Исковые требования Кувшинова В*** М*** удовлетворить частично.

Признать распоряжение главы муниципального образования Кузоватовское городское поселение Кузоватовского района Ульяновской области № *** от 16.07.2012 года об установлении ежемесячной пенсии за выслугу лет Кувшинову В*** М***  в сумме 3001 рубль 60 копеек с 01.07.2012 года недействительным.

Взыскать с администрации муниципального образования «Кузоватовское городское поселение  Кузоватовского района Ульяновской области за счет бюджета муниципального образование «Кузоватовское городское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области  в пользу Кувшинова В*** М***  единовременно 22 512 рублей.

Обязать администрацию МО «Кузоватовское городское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области производить Кувшинову В*** М*** с 01 октября 2012 года выплату пенсии за выслугу лет в соответствии с распоряжением № *** от 14 мая 2012 года главы Муниципального образования Кузоватовское городское поселение Кузоватовского района Ульяновской области в сумме 10505 рублей 60 копеек.

Взыскать с администрации муниципального образования Кузоватовское городское поселение  Кузоватовского района Ульяновской области за счет бюджета муниципального образование Кузоватовское городское поселение в пользу Кувшинова В*** М***, расходы,  связанные с услугами представителя  в сумме 10000 (десять тысяч) рублей.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с администрации МО Кузоватовское городское поселение в доход бюджета МО Кузоватовский район государственную пошлину в сумме 200 рублей.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя администрации муниципального образования Кузоватовское городское поселение Кузоватовского района Ульяновской области Еремина Ю.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Кувшинова В.М. и его представителя адвоката Бритенковой В.А.,  возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кувшинов В.М. обратился в суд с иском к муниципальному образованию Кузоватовское городское поселение и администрации муниципального образования Кузоватовское городское поселение о признании незаконным действий по уменьшению ему размера ежемесячных выплат за выслугу лет, взыскании невыплаченной суммы пенсии, установлении определенного дня выплаты пенсии за выслугу лет и компенсации понесенных судебных расходов.

В обоснование иска указал, что с 04 января 2001 года  по  02 мая 2012 года  он замещал должность г*** МО Кузоватовское городское поселение Кузоватовского района Ульяновской области.

Согласно распоряжению главы МО Кузоватовское городское поселение № *** от 14.05.2012 ему с 03.05.2012 была назначена пенсия за выслугу лет исходя из стажа муниципальной службы 22 года. Размер ежемесячных выплат пенсии составил 10505 рублей 60 копеек.  Пенсия назначена в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования Кузоватовское городское поселение Кузоватовского района Ульяновской области, утвержденным решением Совета депутатов МО Кузоватовское городское поселение 26.09.2011 года № ***. Пенсия за май и июнь 2012 года ему выплачена в размере 10505 рублей 60 копеек.. Однако пенсия за июль 2012 года была перечислена в размере 3001 рубля 60 копеек. Обратившись к ответчику с заявлением о разъяснении причин уменьшения размера пенсии, ему было указано на то, что размер пенсии за июль 2012 года изменен на основании решения Совета депутатов МО Кузоватовское городское поселение от 12.07.2012 года № ***, которое опубликовано в газете «Кузоватовские вести» 18.07.2012 года. С указанным основанием уменьшения ежемесячных выплат пенсии за выслугу лет он не согласен  и указывает на то, что вышеуказанное решение Совета депутатов от 12.07.2012 года, согласно тексту, оно распространяется на правоотношения, возникшие после его официального опубликования в печатном органе.

С учетом уточненных исковых требований, просил суд признать распоряжение главы муниципального образования Кузоватовское городское поселение Кузоватовского района Ульяновской области № *** от 16.07.2012 об установлении ему ежемесячной пенсии за выслугу лет с 01.07.2012 года недействительным, взыскать с ответчиков в его пользу единовременно 22 512 рублей, обязав их производить ему с 01 октября 2012 года выплату пенсии за выслугу лет в  соответствии с распоряжением № *** от 14 мая 2012 года главы муниципального образования Кузоватовское городское поселение Кузоватовского района Ульяновской области,в размере 10505 рублей 60 копеек и компенсировать его расходы, связанные с услугами представителя в сумме 20000 рублей.

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Кузоватовское городское поселение не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что  право назначать или приостанавливать выплату пенсии истцу  входило в полномочия главы администрации МО Кузоватовское городское поселение, а не в полномочия МО Кузоватовское городское поселение. При этом суд не учел, что Распоряжение Главы МО  о пенсионном обеспечении муниципальных служащих были вынесены с превышением своих должностных полномочий, а потому не могут применяться, поскольку противоречат закону и действующим нормативно-правовым актам. Необоснованно было оставлено без удовлетворения ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве надлежащего ответчика Совет депутатов МО Кузоватовское городское поселение и о приобщении к материалам дела необходимых документов. Кроме того, в соответствии  с ч.1 ст.333.35 НК РФ и п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ  с администрации МО Кузоватовское городское поселение  необоснованно взысканы государственная пошлина.

В возражении на апелляционную жалобу Кувшинов В.М. считая решение суда законным и обоснованным, просит его оставить без изменения, а жалобу администрации МО «Кузоватовское городское поселение» – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Кувшинов В.М. занимал должность муниципального служащего - г*** муниципального образования Кузоватовское городское поселение Кузоватовского района Ульяновской области в период с 04 января 2001 года по 02 мая 2012 года и его полномочия были прекращены досрочно по распоряжению главы МО Кузоватовское городское поселение № *** от 30 апреля 2012 года в связи с отставкой по собственному желанию по  п. 2 ч.10 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно справке  УПФ  РФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области № *** от 30.07.2012 года и справки *** от 03.06.2010 года Кувшинов В.М. является инвалидом *** группы и получателем трудовой пенсии по инвалидности.

В соответствии с распоряжением № *** от 14 мая 2012 года  главы муниципального образования Кузоватовское городское поселение Кузоватовского района Ульяновской области истцу была назначена с 3 мая 2012 года пенсия за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы в 22 года. Размер ежемесячной выплаты составил  10 505 руб.60 коп.

Решением Совета депутатов муниципального образования Кузоватовское городское поселение Кузоватовского района Ульяновской области от 12 июля 2012 года № *** было утверждено новое  Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования Кузоватовское городское поселение  Ульяновской области. Согласно ч.4.7 статьи  4  вышеуказанного положения, при определении размера пенсии за выслугу лет размер среднемесячного заработка не может превышать 0,8 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде, либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим размер получаемой истцом пенсии за выслугу лет с 01.07.2012 был снижен с 10 505 руб.60 коп. до 3001 рубль 60 копеек.

Удовлетворяя требования истца о признании незаконными действия ответчика по снижению с 01.07.2012 года ежемесячной пенсии за выслугу лет Кувшинову В. М.  до 3001 рубль 60 копеек, суд первой инстанции исходил из того, что правоотношения по пенсионному обеспечению Кувшинова В.М. возникли еще в период действия ранее существовавшего Положения, новое Положение не может быть распространено на отношения сторон, поскольку оно распространяется на правоотношения возникшие с 01.07.2012.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, как основанными на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Таким образом, определение размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, равно как и иных выплат, не предусмотренных федеральным законодательством, является исключительной прерогативой органов местного самоуправления. Поскольку указанные выплаты производятся за счет средств местного бюджета, вопрос об установлении данных выплат зависит от наличия бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 12 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В силу статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).

Законодатель муниципального образования Кузоватовское городское поселение реализовал данное полномочие, избрав в качестве гарантии пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления городского поселения.

Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет и допустимости уменьшения органом местного самоуправления размера такого рода выплаты, анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предоставляемые за счет средств бюджетов муниципальных образований доплаты к пенсии при наличии у муниципального служащего определенного стажа службы (выслуги лет) являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших муниципальных служащих, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

Следовательно, законодатель муниципального образования, устанавливая - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - порядок и условия предоставления за счет собственных бюджетных средств лицам, замещавшим муниципальные должности в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, вправе корректировать правила исчисления этой выплаты, исходя, в том числе, из своих финансовых возможностей, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статей 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах решения органов местного самоуправления об изменении размера и условий данных выплат  являются обязательными для исполнения.

Выводы суда о неприменении норм Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования Кузоватовское городское поселение Кузоватовского района Ульяновской области, утвержденное решением Совета  депутатов муниципального образования №*** от 12 июля 2012 года по данному спору противоречат ст.8 Положения. Данная норма предусматривает, что муниципальным служащим, получающим ежемесячную пенсию за выслугу лет на день вступления настоящего Положения в силу, назначается пенсия в соответствии с нормами данного Положения. Имеющееся указание в решении Совета депутатов о том, что решение распространяется на правоотношения с 01.07.2012, свидетельствует о том, что с какого периода применяются нормы данного Положения.

При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении требований истца сделан с нарушением норм, регулирующих выплаты пенсий муниципальным служащим.

Поскольку судом первой инстанции не правильно применен материальный закон, представленным доказательствам дана ненадлежащая оценка, исходя из стати 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и вынесении нового решения по делу.

Установив, что снижение размера пенсии за выслугу лет истцу не противоречит нормам действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании распоряжения главы муниципального образования Кузоватовское городское поселение Кузоватовского района Ульяновской области № *** от 16.07.2012 года об установлении ежемесячной пенсии за выслугу лет Кувшинову В. М.  в сумме 3001 рубль 60 копеек недействительным и обязании администрацию МО «Кузоватовское городское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области производить Кувшинову В. М. с 01 октября 2012 года выплату пенсии за выслугу лет в соответствии с распоряжением № *** от 14 мая 2012 года главы Муниципального образования Кузоватовское городское поселение Кузоватовского района Ульяновской области в сумме 10505 рублей 60 копеек.

В части рассмотрения требований истца о взыскании недополученной пенсии за период с июля по сентябрь  2012 года, судебная коллегия приходит к следующему.

Исходя из норм, регулирующих вопросы перерасчета размера пенсии, в частности ст.23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусматривающей, что в случае перерасчета размера пенсии из-за возникновения обстоятельств, влекущих уменьшение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили эти обстоятельства. Таким образом, пенсия истцу в новом размере могла быть выплачена с 1 августа 2012 года. Следовательно, недоплата пенсии за июль 2012 года  в сумме 7 504 рубля подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Исходя из положений статьи 100 ГПК РФ, судебная коллегия считает требования истца о взыскании расходов на представителя подлежащими удовлетворению частично  -  в сумме 3 тыс. рублей.

Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области  от 26 сентября 2012 года отменить.

Постановить по делу новое решение.

Исковые требования Кувшинова В*** М*** удовлетворить частично.  

Взыскать с администрации муниципального образования Кузоватовское городское поселение  Кузоватовского района Ульяновской области за счет бюджета муниципального образования Кузоватовское городское поселение Кузоватовского района Ульяновской области  в пользу Кувшинова В*** М***  7 504 рубля и расходы на представителя 3 000 рублей.

В остальной части иска Кувшинову В*** М*** отказать.

 

Председательствующий         

 

Судьи