Судебный акт
Об отказе в выдаче удостоверения участника боевых действий
Документ от 26.02.2013, опубликован на сайте 11.03.2013 под номером 37318, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Рыбалко В.И.                                                                           Дело № 33-592/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  26 февраля 2013 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В. и Фоминой В.А.

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Холодова С*** П*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 ноября 2012 года, по  которому постановлено:

Исковые требования Холодова С*** П*** к Министерству обороны Российской Федерации, к Министерству обороны Российской Федерации, в лице Военного комиссариата Ульяновской области, к Министерству обороны Российской Федерации, в лице Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ве­терана боевых действий, войсковой части  *** о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий,  возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий - оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Мирясовой Н.Г., пояснения Холодова С.П. и его представителя адвоката Николаева Ю.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Чижаковского И.И.,  возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Холодов С. П. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, к Министерству обороны РФ, в лице Военного комиссариата Ульяновской области, Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, войсковой части *** о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

В обоснование иска указал, что является п***, ранее проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В период с 10 янва­ря по 12 апреля 1995 года распоряжением Начальника связи ВС РФ на основании телеграммы от *** был откомандирован в состав Объединен­ного командования Коллективных Миротворческих Сил в Республике Таджикистан. Приказом командующего Миротворческими Силами  *** Холодов С. П.  был назначен на должность с*** отдела связи штаба Командования миротворческими силами  (КМС).

В связи с выполнением боевых задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан и участием в боевых действиях ему был исчислен стаж военной службы за указанный период времени из расчета один день за три дня. В апреле 2005 года он  был награжден грамотой Командующего Коллективными миротворческими силами в Республике Таджикистан с формулировкой «За образ­цовое выполнение задач командования по стабилизации обстановки и поддержанию мира в Республике Таджикистан, укреплению таджикско-афганской границы, проявленные при этом личное мужество, отвагу, высокое сознание воинского долга и ответственность в зоне вооруженных конфликтов».

По окончании командировки ему была выдана справка *** в подтверждение факта выполнения задач в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280, а также сделана соответствующая запись в личном деле.

Он  обратился к командиру войсковой части ***, где в настоящее время работает в должности н***, с просьбой о выдаче удостоверения ве­терана боевых действий.

Командир войсковой части  *** в декабре 2011 года направил представленные  истцом документы в Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ве­терана боевых действий. Однако было отказано в выдаче удостоверения ве­терана боевых действий ввиду отсутствия документального подтверждения  факта непосредственного участия в боевых действиях.  Истец считает отказ в выдаче удостоверения ве­терана боевых действий незаконным.

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Холодов С.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права. При этом ссылается на доводы аналогичные мотиву обращения в суд. Считает, что судом неправильно истолкованы п.п. 1 п.1 ст.3 ФЗ «О ветеранах», приказы МО РФ № 1177 от 02.11.2009 и № 2288 от 11.08.2012г. При этом суд не принял во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 № 24-П, согласно которому вопрос о наделении  лица статусом ветерана боевых действий не входит в компетенцию исполнительных органов государственной власти, а при наличие условий, содержащихся пп.1 п.1 ст.3 ФЗ «О ветеранах» и разделе III  Приложения в ФЗ «О ветеранах», указанное в Законе лицо признается участником боевых действий  в силу закона. При этом в обязанности соответствующего органа исполнительной власти входит лишь выдача удостоверения.

Полагает, что судом не дана надлежащая оценка представленным доказательствам. 

В возражении на апелляционную жалобу Военный комиссариат Ульяновской области, полагая решение законным и обоснованным,  просит его оставить без изменения, а жалобу  Холодова С.П. – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно послужному списку Холодова С.П., в период с ***  он проходил военную службу в должности с*** отдела связи штаба Командования миротворческими Силами в республике Таджикистан.

Заключением комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Центрального военного округа от 05.07.2012 истцу отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку не представлены документы,  подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях.

Отказывая в иске, суд, обоснованно руководствовался положениями подп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", из которого следует, что к ветеранам боевых действий, в частности, относятся, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных; органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Пунктом 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.11.2009 N 1177 (действовавшим в период с 07.03.2011 г. по 15.10.2012 г), в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверения, в частности, выдаются военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы, работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").

В силу п. 9. Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации к обращению прикладываются для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.

Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", вступающим в силу с 1 января 2012 г. внесены изменения в раздел III приложения (Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации) к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах», согласно которым после позиции "Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 года" дополнены позицией следующего содержания: позицией следующего содержания: "Боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года".

Приказом Минобороны РФ от 11 августа 2012 г. N 2288 утвержден новый порядок (далее Порядок) выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, вступивший в силу с 15.10.2012 г., согласно пункту 7 которого, выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").

Из п. 9 Порядка следует, что для получения удостоверения лицами, принимавшими участие в боевых действиях в Республике Таджикистан предоставляются - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал.

К реализованному наградному материалу относятся: копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач).

Из представленных истцом документов, следует, что Холодов С.П. выполнял задачи по защите конституционных прав граждан Республики Таджикистан в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта, в период с *** Указанный период службы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за три месяца.

Так, согласно ч. 2 статьи 2 Закона РФ N4328-1  "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах"   от 21.01.1993 года военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

Как следует из п. б статьи 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" - в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за три месяца: при выполнении задач по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта - при выполнении задач по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта - за время выполнения задач на указанной территории в период с 28 сентября по 28 ноября 1992 г., а также при выполнении в Республике Таджикистан после 5 февраля 1993 г. задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения.

Таким образом, сам факт зачета указанного периода службы для назначения пенсии на льготных условиях, как один месяц службы за три месяца не может служить основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, так как основан на иных нормативных актах. Поскольку вышеуказанные нормативные документы определяют  льготы для исчисления пенсии, но не для выдачи удостоверений, как участнику боевых действий.

Из объяснений истца в судебном заседании апелляционной инстанции, а также из представленных истцом документов, имеющихся в материалах дела, не усматривается, что истец непосредственно принимал участие в боевых действиях, выполняя служебные задачи в указанный им период в Республике Таджикистан.

Соответственно, отсутствует основное условие - непосредственное участие в боевых действиях, которое дает право на признание истца ветераном боевых действий и основание для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 № 24-П, на которое ссылается истец статья 3 Федерального закона «О ветеранах», как определяющая круг лиц, которые при соблюдении установленных требований вправе рассчитывать на приобретение статуса ветерана боевых действий, сама по себе признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Кроме того, данным Постановлением разрешался вопрос о правовом статусе лиц, принимавших участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в ходе контртеррористической операции на ее территории в сентябре 1999 года и распространении на них вышеуказанной нормы.

Доводы жалобы истца направлены на другую оценку доказательств по делу, основаны на ином (ошибочном) толковании норм материального права, поэтому в данном случае не могут повлечь отмену судебного решения.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска  от  30 ноября 2012 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Холодова С*** П***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи