Судебный акт
Обвинительный приговор по ст.228.1 изменен, исключен эпизод, снижено наказание
Документ от 21.02.2013, опубликован на сайте 15.03.2013 под номером 37351, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 30 ч.3 - ст. 228.1 ч.3 п. г, ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ИЗМЕНЕН: с ИЗМЕНЕНИЕМ квалификации

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***                                                                    Дело № 22-527/2013 г.

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           21 февраля 2013 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Львова Г.В.,

судей Кислицы М.Н., Геруса М.П.

при секретаре Пелькине А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 февраля 2013 года кассационную жалобу осужденного Зудилина Д.А. на приговор Засвияжского районного суда г.Ульяновска Ульяновской области от 11 июля 2007 года, которым

ЗУДИЛИН  Д***  А***,

*** судимый:

21 января 2004 года по ч.1 ст.162 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, освобожден 06 февраля 2006 года условно-досрочно с неотбытым сроком 2 года 2 месяца 21 день, 

осужден:  по ч.3 ст.30, п.“г” ч.3 ст.228.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы.  На основании 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию присоединена часть неотбытого наказания по предыдущему приговору и окончательно назначено 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 19 марта 2007 года.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Этим же приговором постановлено взыскать с Зудилина Д.А. в доход федерального бюджета процессуальные издержки в сумме *** рублей.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., выступления адвоката Гофман Т.А.,  прокурора Леванова О.В., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Зудилин осужден за то, что *** февраля и *** марта 2007 года покушался на сбыт наркотического средства героин в количестве 1,03 грамма и 0,581 грамма соответственно. Он же покушался на сбыт наркотического средства героина в количестве 5,50 грамма, часть из которого сбыл *** марта 2007 года в количестве 1,02 грамма, 1,03 грамма,  1,02 грамма, 1,03 грамма 0,86 грамма соответственно, а оставшуюся часть наркотического средства в количестве 0,54 грамма хранил в целях сбыта.

Деяния имели место в г.*** при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В кассационной жалобе (основной и дополнительной) осужденный Зудилин не соглашается с приговором, полагая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, он только способствовал К*** в приобретении наркотического средства, поскольку не имел с ним предварительной договоренности на продажу наркотического средства. Каждый раз приобретал наркотическое средство по просьбе К*** у другого лица с условием, что К*** разрешает ему оставить для себя часть указанного наркотического средства. Просит отнестись критически к показаниям К***, в том числе о причастности Зудилина к сбыту наркотических средств другим лицам,  поскольку К*** употребляет наркотические средства. Считает, что К*** согласился участвовать в проверочных закупках, чтобы избежать уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств. Утверждает, что наркотическое средство, изъятое у него *** марта 2007 года, он приобрел для личного употребления. Просит отменить приговор и направить уголовное дело на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе суда.         

Кассационное представление, поданное государственным обвинителем Гафуровым Р.Г., отозвано в порядке, предусмотренном ч.3 ст.359 УПК РФ.

 

В судебном заседании кассационной инстанции:

- адвокат Гофман Т.А. считала незаконным осуждение Зудилина  по эпизодам  от *** марта 2007 года. Поддержала доводы жалобы осужденного в части отсутствия у него умысла на сбыт наркотического средства. Полагала, что Зудилин выступал в качестве посредника на стороне приобретателя наркотического средства. Обратила внимание на то, что количество наркотического средства, изъятого 13 февраля 2007 года в настоящее время относится к значительному размеру. Просила применить положения ст.10 УК РФ к деяниям, совершенным Зудилиным *** февраля 2007 года;

- прокурор Леванов О.В. считал доводы кассационной жалобы осужденного необоснованными, поскольку факт покушения на сбыт наркотического средства Зудилиным *** февраля 2007 года установлен на основании совокупности исследованных доказательств, которые получены в установленном законом порядке. В действиях сотрудников правоохранительных органов, проводивших  проверочные закупки, признаков подстрекательства, склонения, побуждения в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, что могло бы свидетельствовать о провокации в отношении Зудилина, не усматривается. Просил приговор суда изменить, исключить осуждение Зудилина за покушение на сбыт наркотического средства  *** марта 2007 года, а также по хранение в целях сбыта наркотического средства, изъятого у него *** марта 2007 года, и уголовное преследование Зудилина в данной части прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.

Фактические обстоятельства преступления, совершенного Зудилиным, связанного с покушением на сбыт наркотического средства *** февраля 2007 года, установлены судом правильно и основаны на оценке совокупности доказательств, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно исследованных в судебном заседании и изложенных в приговоре.

С содержащимися в кассационной жалобе осужденного Зудилина доводами об отсутствии у него умысла на незаконный сбыт указанного наркотического средства К*** согласиться нельзя, поскольку они опровергнуты совокупностью исследованных доказательств.

Так, сам Зудилин показал в судебном заседании, что признает факт продажи наркотического средства К*** *** февраля 2007 года из солидарности, поскольку сам длительное время употреблял наркотическое средство и знал про зависимость лиц, страдающих наркоманией.

Из показаний свидетеля К*** следует, что он выступал в качестве закупщика наркотического средства у Зудилина.  *** февраля 2007 года через лицо по имени А*** он договорился о встрече с Зудилиным для приобретения у последнего наркотического средства. Вместе с А*** он проехал в место, указанное Зудилиным, а затем передал последнему деньги. Через некоторое время Зудилин принес и передал ему сверток с наркотическим средством.  Аналогичным способом он приобретал наркотические средства у Зудилина *** марта 2007 года. *** марта 2007 года проверочная закупка наркотического средства у Зудилина была проведена без предварительного согласования с последним. *** марта 2007 года проверочная закупка наркотического средства у Зудилина была проведена без участия лица по имени А***.

Подвергать сомнению достоверность показаний свидетеля К*** оснований не имеется. Свои показания К*** подтвердил в ходе очной ставки с Зудилиным, в том числе в той части, что *** и *** марта 2007 года Зудилин   после получения денег за наркотическое средство никуда не уезжал за ним. Ссылки Зудилина на то, что К*** употреблял наркотические средства, неоднократно принимал участие в проверочных закупках наркотических средств, не могут  свидетельствовать о заинтересованности К*** в исходе данного дела.

Свидетели Ф***, П***  подтвердили в судебном заседании, что вели скрытое наблюдение за действиями Зудилина и К*** в ходе проведения проверочных закупок наркотического средства у последнего.

Показания указанных свидетелей согласуются с показаниями К*** и подтверждаются другими доказательствами, в том числе с показаниями свидетелей З***, В***, М***, Щ***, Б***, Ве***, И***, Карпова, а также  с  документами, составленными работниками правоохранительных органов в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В действиях сотрудников правоохранительных органов, проводивших  проверочные закупки, признаков подстрекательства, склонения, побуждения в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, что могло бы свидетельствовать о провокации в отношении Зудилина, не усматривается.

Судом правильно установлено, что действия Зудилина по продаже наркотического средства К*** *** февраля 2007 года носили подготовительный характер, а именно: Зудилин заранее знал лицо, которое сбывало наркотическое средство другим лицам. Зудилин сам называл стоимость продаваемого наркотического средства, встречался  с покупателем К*** в установленном им месте, брал у него деньги, а затем  скрывал от него обстоятельства получения им наркотического средства в целях его последующего сбыта.

С учетом изложенного, доводы осужденного Зудилина в кассационной жалобе о том, что он не имел умысла на сбыт наркотического средства К***, судебная коллегия находит необоснованными.

Вместе с тем оперативно-розыскные мероприятия – проверочные закупки, проведенные у Зудилина *** марта 2007 года, нельзя признать обоснованными.

Вопреки задачам оперативно-розыскной деятельности, предусмотренным ст.2  Федерального закона РФ от 12 августа 1995 года “Об оперативно-розыскной деятельности”, сотрудники правоохранительных органов, выявив факт сбыта Зудилиным наркотического средства героина *** февраля 2007 года, не пресекли его действия, а вновь привлекли К*** и И*** к проведению проверочных закупок наркотического средства у Зудилина *** марта 2007 года.

При этом из постановлений о проведении оперативно-розыскного мероприятия, проводимых *** марта 2007 года в отношении Зудилина, не следует, что проверочные закупки проводились с целью выявления канала поступления наркотических средств осужденному, а также иных лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств. Каких-либо новых результатов дальнейшее продолжение оперативно-розыскных мероприятий не имело. В этой связи, проведение *** марта 2007 года  оперативно-розыскных мероприятий не вызвалось необходимостью их осуществления.

При таких обстоятельствах, действия Зудилина по незаконному сбыту наркотического средства *** марта 2007 года и хранению в целях сбыта наркотического средства, изъятого у Зудилина *** марта 2007 года, не могут расцениваться как уголовно-наказуемые.

В связи с этим из осуждения Зудилина подлежит исключению покушение на сбыт наркотического средства 14,15,16,18,19 марта 2007 года и незаконное хранение в целях сбыта наркотического средства, изъятого у Зудилина *** марта 2007 года, а уголовное преследование Зудилина в этой части подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ за отсутствием состава преступления.

Принимая во внимание, что *** февраля 2007 года Зудилин покушался на сбыт наркотического средства героина в количестве 1,03 грамма, совершенные им деяния подлежат квалификации по ч.3 ст.30, п. “б” ч.2 ст.228.1 УК РФ (в редакции ФЗ от 08.12.2003 года).

Оснований для переквалификации указанных действий осужденного Зудилина  с учетом отдельных положений, внесенных УК РФ Федеральным законом от 01 марта 2012 года №18-ФЗ, и вступлением в силу постановления правительства РФ от 01 октября 2012 года №1002 “Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств …. для целей статей 228, 228.1, 229, 229.1 УК РФ” не имеется,  поскольку уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств в крупном и особо крупном размерах, понятия которых в качестве квалифицирующего признака уже существовали, значительно усилена.

Предварительное следствие и судебное разбирательство по делу проведено в установленном законом порядке при соблюдении принципа состязательности сторон.

Обвинительный приговор соответствует требованиям ст.ст.303, 304, 307 - 309 УПК РФ. Вопреки доводам кассационной жалобы осужденного, доказательства,  исследованные в судебном заседании и положенные в основу обвинительного приговора, получены в установленном законом порядке,  проанализированы, им дана надлежащая оценка. Вывод суда о виновности осужденного в содеянном надлежащим образом мотивирован.

Несмотря на изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №420-ФЗ, судебная коллегия, учитывая фактические обстоятельства данного преступления, а также сведения о личности осужденного Зудилина, не находит оснований для изменения категории совершенного им преступления на менее тяжкую в соответствии с ч.6 ст.15 УК РФ.

При назначении наказания за совершенное преступление судебная коллегия учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности осужденного Зудилина, влияние назначенного наказания на его исправление, обстоятельства, смягчающие и влияющие на наказание, установленные приговором суда.

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 11 июля 2007 года в отношении Зудилина Д*** А*** изменить,

- исключить осуждение Зудилина Д.А. за покушение на сбыт наркотического средства *** марта 2007 года и незаконное хранение в целях сбыта наркотического средства, изъятого у него *** марта 2007 года, и уголовное преследование Зудилина Д.А. в этой части прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления;

- переквалифицировать действия Зудилина Д.А. с ч.3 ст.30, п. “г” ч.3 ст.228.1 УК РФ на ч.3 ст.30, п. “б” ч.2 ст.228.1 УК РФ, назначив по этой статье наказание в виде лишения свободы сроком 5 лет.

На основании п. “в” ч.7 ст.79 УК РФ отменить условно-досрочное освобождение Зудилина Д.А. по приговору от 21 января 2004 года и в соответствии со ст.70 УК РФ, по совокупности приговоров, путем присоединения к назначенному наказанию части неотбытого наказания по предыдущему приговору, окончательно назначить 6 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 

В остальном приговор в отношении Зудилина Д.А. оставить без изменения, а его кассационную жалобу без удовлетворения. 

 

Председательствующий

 

Судьи: