Судебный акт
Вынужденный переселенец - об обязании восстановить в очереди нуждающихся в жилье, выдать жилищный сертификат
Документ от 26.02.2013, опубликован на сайте 18.03.2013 под номером 37380, 2-я гражданская, о восстановлении в списке нуждающихся в предоставлении жилого дома, возложении обязанности выдать жилищный сертификат, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                                     Дело-33-589/2013 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              26 февраля 2013 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Почобут Эльвиры Леонидовны на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 ноября 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Почобут Э*** Л*** к Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Сенгилеевскому району о восстановлении в списке нуждающихся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности выдать жилищный сертификат оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Почобут Э.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Почобут Э.Л. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Сенгилеевскому району о восстановлении в списке нуждающихся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности выдать жилищный сертификат.

В обоснование иска указала, что с 2001года  состоит на учёте в качестве вынужденного переселенца, нуждающегося в предоставлении за сёт федерального бюджета жилого помещения. ***.2012г. истицей был получен отказ в предоставлении жилищного сертификата. Отказ полагает незаконным, поскольку она своего жилья не имеет, проживает у сына, в доме нет горячей воды, у истицы нет своей комнаты.

Просила признать отказ незаконным, возложить на ответчика обязанность восстановить ее в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдать сертификат на предоставление жилого помещения.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Почобут Э.Л. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. При этом указывает, что является престарелым человеком, в связи с чем проживание в квартире без удобств не представляется возможным. Кроме того, она находится в неприязненных отношениях с сыном, что также делает совместное проживание невозможным.  Дополнительно указывает, что при подаче заявления о включении ее в список нуждающихся в предоставлении жилья за счет средств федерального бюджета, все требования были соблюдены и соответствовали закону, в связи с чем отказ ответчика необоснован.

В возражениях на жалобу Министерство труда и социального развития Ульяновской области просит оставить решение суда от 22.11.2012 без изменений, а апелляционную жалобу Почобут Э.Л. без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков  Министерства труда и социального развития Ульяновской области, Управления  Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Сенгилеевскому району, представителей третьих лиц Правительства Ульяновской области,  Управления Федеральной миграционной службы РФ по Ульяновской области, третьего лица Почобут В.Н., извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Почобут Э.Л. в 2000 году прибыла на территорию Ульяновской области из Республики Узбекистан. *** 2011  получила статус вынужденного переселенца и была включена в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся  в получении жилья.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд верно определил юридически значимые обстоятельства и исходя из правильного анализа действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения,  обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Почобут Э.Л., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что, исходя из  норм Закона, статус вынужденного переселенца имеет специальный, целевой и срочный характер. Закон предусматривает только возможность продления статуса вынужденного переселенца при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года N 845 утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

Данное Положение определяет порядок жилищного обустройства на территории Российской Федерации граждан, признанных вынужденными переселенцами (п. 1).

В силу пункта 2 Положения вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, проживать в установленном порядке у родственников или иных лиц при условии их согласия независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.

Подпунктом "б" пункта 40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ  установлено, что территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев: постоянно проживающих в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи.

Приказом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации 10 апреля 2001 года № 31 утвержден Порядок ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья, где в пункте 9 указано, что в сводные списки, формируемые комиссией, не включаются вынужденные переселенцы: постоянно проживающие в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи.

Исходя из правильного анализа  приведенных в решении требований законодательства суд сделал обоснованный вывод о том, что государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

С ***.2000 Почобут Э.Л. зарегистрирована и проживает  совместно с сыном Почобут В.Н. в двух комнатной квартире общей площадью 41,23 кв.м., расположенной по адресу Ульяновская область Сенгилеевский район ул.Г*** д.*** кв.***.

На основании договора  передачи жилой площади  в собственность граждан *** от ***.2004  собственником данной квартиры является сын истицы Почобут В.Н. (свидетельство о государственной регистрации права серия ***).

Истица в приватизации  указанной квартиры участия не принимала, отказ от участия в приватизации не оформляла.

Согласно заявлению от ***2004 Почобут В.Н. о передаче ему в собственность бесплатно указанной квартиры указано, что зарегистрирован и проживает  по данному адресу один. В подтверждение  Почобут В.Н. предоставил справку формы 8, согласно которой в двух комнатной квартире по адресу Ульяновская область г. Сенгилей ул.Г*** д.*** кв.*** зарегистрирован только Почобут В.Н.

При этом документального подтверждения выезда истицы и снятия ее с регистрационного учета по указанному адресу в период с 2000 года по 2012 год не имеется.

Постановлением №64 от 11.04.2001г. Главы администрации города Сенгилея Ульяновской области «Об утверждении решения жилищной комиссии» утверждено решение жилищной комиссии от 06.04.2001г. о постановке на учёт на получение жилья и улучшение жилищных условий, в том числе Почобут Э.Л. с составом семьи 1 человек.

Протокол заседания  жилищной комиссии от ***.2001г. не содержит конкретизации оснований включения Почобут Э.Л. в очередь, указывается лишь принятое решение о включении в очередь наряду с другими гражданами на основании ст. 11 п.6 «Временных правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений на территории Ульяновской области».

Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 26.12.96 N 15/154 утверждены Временные правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области. Временные правила, вступившие в силу с 01.01.1997 действовавшие до 26.01.2006, т.е.  на момент постановки истицы на учет нуждающихся, устанавливали единый на территории области порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с которым   нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане Российской Федерации в том числе  вынужденные переселенцы, не обеспеченные жильем по норме, независимо от времени проживания в данном населенном пункте (п.6 Временных Правил).

Как  указывалось  выше,   истица  с  момента  приезда в Ульяновскую область 2000 года  заселилась, зарегистрировалась и проживает в квартире сына Почобут В.Н., что подтверждено  справками формы 8, данными в паспорте истицы. Доказательств иного суду не представлено.

В силу ст.69, 31 ЖК РФ родители нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственника жилого помещения отнесены к членам его семьи в случае если они проживают с ним совместно.

Из содержания справок формы №8 следует, что истица вселялась в квартиру, предоставленную сыну, на условиях договора социального найма, в качестве члена семьи. В последующем, при выдаче сыну истицы ордера на квартиру, в которой сын истицы и сама истица проживали, истица указана не была.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, истица Почобут Э.Л. является членом семьи  в настоящее время  собственника двухкомнатной квартиры по адресу Ульяновская область г.Сенгилей ул. Г*** д.*** кв.***.

Согласно техническому паспорту общая площадь данной квартиры составляет 41,23 кв.м., в том числе жилая 26,68 кв.м. В квартире имеется водоснабжение, электроснабжение, канализация, имеется ванна (душ). По состоянию на 2004 год  физический износ  дома, 1958 года постройки. Составляет 39%.

При этом доказательств того, что жилой дом *** по ул.Г*** г. Сенгилей Ульяновской области признан ветхим, либо аварийным и непригодным для проживания суду не представлено.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что площадь квартиры маленькая, в квартире отсутствуют удобства, а также состояние жилого дома ненадлежащее являются несостоятельными.

С учетом количества проживающих в квартире (2 человека) и размера общей и жилой площади (41,23 кв.м. и 26,68 кв.м. соответственно) истица обеспечена жилой площадью более 12 кв.м., т.е. более учетной нормы.

Как ранее действовавшее законодательство (ст.ст. 28, 29 ЖК РСФСР), так и действующее в настоящее время (ст.51 ЖК РФ) нуждающимися в предоставлении жилья  признавались лица в том числе обеспеченные жилой площадью менее учетной нормы.

Поскольку истица как в момент постановки на учет нуждающихся в 2001 году, так и на настоящее время обеспечена жилой площадью выше учетной нормы, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для постановки ее на учет нуждающихся в обеспечении жилой площадью.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее Правила).

Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Подпрограмма).

Согласно п.п. «ж» п. 5. Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

По смыслу Программы необходимым условием включение гражданина в состав участников Подпрограммы является нуждаемость гражданина в обеспечении жилым помещением.

Поскольку Почобут Э.Л. не является нуждающейся в обеспечении жильем, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о восстановлении в очереди нуждающихся  и обязании выдать сертификат на приобретение жилья.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истица вселялась в квартиру к сыну временно на условиях поднайма (найма) ничем не подтверждены. Представленный  договор не имеет даты, и не подписан сторонами.

Доводы истицы в части того, что у нее с сыном натянутые отношения и они не ведут совместного хозяйства правового значения для разрешения данного спора не имеют, поскольку  и не являются основанием к признанию истицы не имеющей жилья и нуждающейся в обеспечении жилой площадью.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Почобут Э.Л., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Почобут Э*** Л*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: