Судебный акт
Отказ в приватизации жилого помещения в связи с незаконностью заключения договора найма
Документ от 26.02.2013, опубликован на сайте 11.03.2013 под номером 37390, 2-я гражданская, о признании права собственности в порядке приватизации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова С.А.                                                                        Дело № 33-680/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             26 февраля 2013 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.,

судей     Васильевой Е.В.  и  Нефедова О.Н.,  

при секретаре   Калмыковой В.В.                    

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителей Валиевой Р*** Р*** Терехиной О*** А*** и Андреева К*** Г*** на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 28 декабря 2012 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Валиевой Р*** Р*** к федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о  признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации по адресу: город Ульяновск, улица Б*** д. *** кв.***, в порядке приватизации отказать. 

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения Валиевой Р.Р. и ее представителей Терехиной О.А., Андреева К.Г., Османова О.И., поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Валиева Р.Р. обратилась в суд с иском к федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование заявленных требований указала, что на основании договора найма служебного жилого помещения, заключенного с ответчиком, занимает с сыном Валиевым М.Р. двухкомнатную квартиру № *** дома *** по ул. Б*** в г. Ульяновске. Однако согласно выписке из ЕГРП какие-либо ограничения в отношении данного жилого помещения не зарегистрированы, следовательно, служебным оно не является. В настоящее время решается вопрос о передаче жилого фонда, принадлежащего ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, на баланс мэрии г. Ульяновска.

Ее (истицы) заявление о приватизации занимаемого жилого помещения, поданное в ликвидационную комиссию ответчика, в нарушение закона было оставлено без удовлетворения.

Истица просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: г. Ульяновск, ул. Б***, ***, а право собственности Российской Федерации на указанную квартиру прекратить.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ; в качестве 3-х лиц – Территориальное управление Росимущества по Ульяновской области, Валиева М.Р.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Валиевой Р.Р. Терехина О.А. с решением суда не соглашается, просит его отменить и удовлетворить заявленные исковые требования. При этом указывает, что в соответствии с правовыми нормами орган, осуществляющий управление государственным или муниципальным жилищным фондом, должен принять решение о признании жилого помещения служебным, которое затем направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В отношении спорной квартиры данная процедура не соблюдена. Отдел по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска не являлся уполномоченным органом, осуществляющим включение жилого помещения в число служебных. Соответствующего решения исполкома Совета народных депутатов в материалах дела не  имеется. По сообщениям Управления Росреестра по Ульяновской области и Ульяновского областного БТИ ограничения в виде отнесения жилого помещения к специализированным жилым помещениям не зарегистрированы. Следовательно, занимаемая истицей квартира не является служебным жилым помещением и на нее не распространяются ограничения в приватизации.

В апелляционной жалобе представитель Валиевой Р.Р. Андреев К.Г. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и удовлетворить заявленные требования. Указывает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ ограничения прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего, его целевое назначение, исключает возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Спорной квартире был присвоен статус служебной для проживания военнослужащих закрытого военного городка. Но сегодня нет закрытого городка, а войсковая часть ликвидируется.

Когда истице в 2012 году предоставлялась спорная квартира, военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и могущих претендовать на получение жилья, не осталось. Валиевы после получения жилого помещения оплачивают коммунальные платежи, производят текущий ремонт и несут все бремя по его содержанию. Довод представителя Минобороны РФ о недействительности договора служебного найма в расчет приниматься не должен, поскольку иск о признании данного договора недействительным в установленном порядке не предъявлен.

В заседание суда апелляционной инстанции явилась истица Валиева Р.Р. и ее представители Терехина О.А., Андреев К.Г., Османов О.И. Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены. Об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщили. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.

Как видно из материалов дела, двухкомнатная квартира № *** дома *** по ул. Б*** в г. Ульяновске является федеральной собственностью, относится к государственному жилищному фонду, находящемуся в ведении Министерства обороны РФ. Правом хозяйственного ведения на указанное жилое помещение, как следует из записи в реестре федерального  имущества, обладает ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны РФ.

Согласно приказу Министерства обороны РФ № 654 от 14.06.2010 ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны РФ ликвидируется. Состав ликвидационной комиссии и ее полномочия определены приказом Главнокомандующего ВМФ № 304 от 15.07.2010.

Из материалов дела следует также, что Валиева Р.Р. приказом ВрИО председателя ликвидационной комиссии № 53 от 25.05.2012 принята на работу по срочному трудовому договору на должность *** КПП ФГУП «31 Арсенал» МО РФ.

Решением ликвидационной комиссии от 30.05.2012 Валиевой Р.Р. на состав семьи 2 человека предоставлена служебная двухкомнатная квартира № *** дома *** по ул. Б*** в г. Ульяновске.

30.05.2012 ВрИО председателя ликвидационной комиссии заключен с Валиевой Р.Р. договор найма служебного жилого помещения на указанную квартиру.

Ранее Валиева Р.Р. занимала комнату в общежитии по ул. Б***, *** в г. Ульяновске.

Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (ред. от 16.10.2012) гражданам Российской Федерации, предоставляется право приобрести в собственность занимаемые ими на условиях социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, за исключением служебных жилых помещений, а также жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков (ст.ст. 2, 4).

При этом законодатель предполагает, что подлежащие приватизации жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда занимаются гражданами на законных основаниях в порядке, предусмотренном нормами жилищного законодательства.

Заявляя требование о признании права собственности на квартиру № *** дома *** по ул. Б*** в г. Ульяновске в порядке приватизации, Валиева Р.Р. указала, что предоставленное ей жилое помещение служебным не является, соответственно, отсутствуют основания для отказа в передаче данного жилого помещения в ее собственность.

Однако, поскольку в ходе рассмотрения дела суд установил, что спорное жилое помещение предоставлено Валиевой Р.Р. в нарушение установленной процедуры предоставления жилых помещений в ведомстве Министерства обороны РФ, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы, приведенные представителями Валиевой Р.Р. Терехиной О.А. и Андреевым К.Г. в апелляционных жалобах, не могут повлечь отмену решения суда.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 (ред. от 27.01.2012) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, в частности, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций; принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда; предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях.

При этом ни в соответствии с ранее действовавшим порядком предоставления жилых помещений военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил, определенным Инструкцией, утвержденной Приказом МО РФ от 15.02.2000 № 80, ни в соответствии с действующим в настоящее время порядком предоставления жилых помещений военнослужащим (Приказ МО РФ от 30.09.2010 № 1280) войсковые части и подведомственные Министерству обороны РФ предприятия не наделены правом заключения договоров найма на жилые помещения, находящиеся в ведении Министерства обороны РФ.

В соответствии с действовавшим до 09.11.2010 порядком ордера на жилые помещения, находившиеся в ведении Министерства обороны РФ, выдавались соответствующим КЭЧ района. Подтверждением данного обстоятельства является выдача Валиевой Р.Р. КЭЧ Ульяновского района 28.09.1998 ордера на занятие комнаты в общежитии по ул. Б***, ***.

Жилищный фонд, закрепленный за МО РФ, находившийся ранее в оперативном управлении ФГКЭУ «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района», в настоящее время находится в оперативном управлении его правопреемника – ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Правом заключения договоров социального найма жилых помещений, находящихся в ведении МО РФ, в настоящее время обладают специализированные организации МО РФ, в данном случае для г. Ульяновска – ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

Устав ФГУП «31 Арсенал» МО РФ не предусматривает права руководителя предприятия на заключение договоров социального найма жилых помещений, относящихся к федеральной собственности и находящихся в хозяйственном ведении предприятия.

Не предоставлено такое право также руководителю ликвидационной комиссии по расформированию ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, созданной приказом Главнокомандующего ВМФ от 15.07.2010 № 304.

Таким образом, принятое ликвидационной комиссией 30.05.2012 решение о предоставлении спорной квартиры Валеевой Р.Р. и заключение с ней 30.05.2012 ВрИО председателя ликвидационной комиссии договора найма служебного жилого помещения не порождает правовых последствий в виде права пользования данным жилым помещением и его последующей приватизации.

При таких обстоятельствах довод апелляционных жалоб об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих отнесение спорной квартиры к специализированному жилому фонду и включение ее в число служебных жилых помещений в установленном законом порядке, не имеет значения для разрешения спора.

Ссылка на то обстоятельство, что заключенный с истицей 30.05.2012 договор найма спорного жилого помещения не признан недействительным в судебном порядке, не влияет на правильность принятого судебного решения.

Статья 168 ГК РФ предусматривает ничтожность сделки, не соответствующей требованиям закона или иных правовых актов. Такая сделка в силу ст. 167 ГК РФ не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения.

Последствия же недействительности ничтожной сделки могут быть применены судом по собственной инициативе (абз. 2 п. 2 ст. 166 ГК РФ).

С учетом приведенных правовых норм судебная коллегия полагает правильным решение суда об  отказе в признании за Валиевой Р.Р. права собственности в порядке приватизации на квартиру № *** дома *** по ул. Б*** в г. Ульяновске.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 28 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей Валиевой Р*** Р*** Терехиной О*** А*** и Андреева К*** Г*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: