Судебный акт
Оспаривание представления прокурора
Документ от 26.02.2013, опубликован на сайте 22.03.2013 под номером 37415, 2-я гражданская, о признании незаконным представления прокурора Мелекесского района, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Вираховская Т.П.                                                                 Дело № 33-657/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                    26 февраля 2013 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Фёдоровой Л.Г., Кинчаровой О.Е.   

при секретаре Шаряевой Л.О.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет» на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 13 декабря 2012 года с учётом определения того же суда от 28 декабря 2012 года об исправлении описок, по которому постановлено:

 

Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет» в удовлетворении заявления о  признании незаконным и отмене  представления прокурора Мелекесского района от 11.10.2012 года отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет» Шишовой О.А., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Фомичева Д.Ю., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене представления прокурора Мелекесского района Ульяновской области об устранении нарушений закона.

Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мелекесского района было вынесено необоснованное представление об устранении нарушений закона №*** от 11 октября 2012 года. Точки доступа к корпоративной сети университета не могут являться структурным подразделениями, так как представляют собой технические средства для доступа к указанной корпоративной сети. Образовательная деятельность в точках доступа не возможна, поскольку вся образовательная деятельность осуществляется в корпусах Ульяновского государственного технического университета, расположенных в г.Ульяновске по адресам: пр-т. Созидателей,13а, бул. Фестивальный,28, ул. Энгельса, 3/16, что соответствует подпункту 6 статьи 33.1 Закона «Об образовании». Аргументы, предполагающие образовательную деятельность в указанных точках доступа, не соответствуют действительным обстоятельствам дела.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет»  просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм права.  

В обоснование жалобы указывает, что вывод суда о наличии представительств Университета в Мелекесском районе по адресам: р.п.Новая Майна Микрорайон,11 и с.Рязаново ул.Октябрьская ,1 не основан на нормах права и материалах дела. Все представительства Университета в настоящее время не функционируют. По указанным адресам располагаются лишь точки доступа к корпоративной сети Университета, которые не являются представительствами. Организация и функционирование этих точек доступа соответствуют требованиям действующего законодательства в сфере образования и библиотечного дела.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

Согласно части 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом.

Таким законом является Федеральный закон  от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии со статьей 1 указанного закона прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Прокурор в целях реализации возложенных на него названным Федеральным законом полномочий осуществляет свою деятельность, руководствуясь установленным порядком рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры (статья 10). При наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, прокурор вносит соответствующее представление или приносит протест (пункт 1 статьи 23 и пункт 1 статьи 24). Законность и обоснованность действий и (или) бездействия прокурора могут быть обжалованы, в том числе в порядке гражданского судопроизводства (глава 25 ГПК РФ).

Как следует из материалов дела  Ульяновский государственный технический университет является учреждением высшего профессионального образования, осуществляющим свою деятельность на основании устава, утвержденного Министерством образования и науки РФ 23 мая 2011 г., и лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной 15 августа 2011 г.

11 октября 2012 г. прокурором Мелекесского района Ульяновской области Лукьяновым А.А. в отношении Ульяновского государственного технического университета было вынесено представление об устранении нарушений закона. Основанием для вынесения представления явилось установление в ходе проведенной проверки факта организации Ульяновским государственным техническим университетом в муниципальных библиотеках МУК ЦКД МО «Рязановское сельское поселение» и МУК ЦКД МО «Новомайнское городское поселение», расположенных по адресам: с. Рязаново, ул. Октябрьская, 10 и р.п. Новая Майна, ул. Микрорайон, 11 «точки доступа к информационным ресурсам университета».

Разрешая предъявленные Ульяновским государственным техническим университетом требования об оспаривании указанного представления, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу об их необоснованности.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и основания для признания его необоснованным отсутствуют.

Согласно ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений.

Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 5 ст. 12 указанного Закона в редакции до внесения в него изменений Федеральным законом от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ предусматривалось, что соответствующие типовые положения утверждаются Правительством Российской Федерации.

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) было утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 г. № 71.

В соответствии с названным Типовым положением высшее учебное заведение может иметь филиалы, представительства, научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантуру (адъюнктуру), интернатуру, ординатуру, докторантуру, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития, клинические базы, учебно-опытные хозяйства, учебные базы практик, учебные театры, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, физкультурно-спортивные клубы и другие структурные подразделения (п. 16).

Высшее учебное заведение самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов.

Обособленные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения высшего учебного заведения, являются его филиалами или представительствами.

Филиал осуществляет самостоятельно все функции высшего учебного заведения или их часть.

Представительство представляет и защищает интересы высшего учебного заведения, но не осуществляет самостоятельно образовательную, научную, хозяйственную, социальную или иную деятельность.

Сведения о наличии филиала и (или) представительства, их месте нахождения, а также реквизиты документа об их создании, переименовании и ликвидации в установленном порядке отражаются в уставе высшего учебного заведения.

Отказывая в удовлетворении требований УлГТУ, суд первой инстанции  обоснованно пришел к выводу, что точки доступа УлГТУ созданы в нарушение действующего законодательства о высшем профессиональном образовании.

Из материалов дела следует, что в составе Университета (место нахождения г.Ульяновск, ул.Северный Венец, 32) в качестве структурного подразделения создан Институт дистанционного и дополнительного образования (далее ИДДО), расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул.Энгельса, 3.

Согласно положению, ИДДО осуществляет учебную  деятельность, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

ИДДО осуществляет подготовку абитуриентов к обучению по программам среднего и высшего профессионального образования, организует обучение и подготовку лиц новым профессиям и специальностям. ИДДО ведет научно-методическую деятельность и разработку учебно-практических пособий, разрабатывает методы применения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

При этом, в нарушение п.6 ст.33.1 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании», в приложении к лицензии на право ведения образовательной деятельности фактический адрес осуществления ведения образовательной деятельности по ул.Энгельса, 3 г.Ульяновск (место расположение ИДДО) не указан.     

Согласно Положению, в структуру ИДДО входит образовательный интернет-центр с сетью медиатек. Также ИДДО имеет 25 точек доступа к информационным ресурсам УлГТУ в г.Ульяновске и по всей Ульяновской области.

13.05.2010 между УлГТУ и МУК «Центр культуры и досуга» МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области был заключен договор о сотрудничестве в области информационных ресурсов, в соответствии с которым Университет обязуется организовать точки доступа к информационным ресурсам, сети Интернет и корпоративной сети Университета для пользователей Учреждения, предоставить необходимое оборудование, обеспечить контроль над техническим состоянием оборудования, своевременную его модернизацию и администрирование локальной сети.

Также 23.06.2010г. был заключен договор о сотрудничестве между УлГТУ и МУК «Центр культуры и досуга» МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области об организации точки доступа к информационным ресурсам, сети Интернет и корпоративной сети Университета для пользователей Библиотеки.

В соответствии с п. 20 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 представительство представляет интересы высшего учебного заведения, осуществляет их защиту, но не ведет самостоятельно образовательную, научную, хозяйственную, социальную или иную деятельность.

Письмом Министерства образования РФ от 2 июля 2001 г. N 17-55-52ин/17-11 было утверждено Примерное положение о представительстве государственного высшего учебного заведения, подведомственного Министерству образования РФ.

Согласно пункту 1 Примерного Положения представительство является обособленным структурным подразделением государственного высшего учебного заведения, подведомственного Минобразованию России, расположенное вне места его нахождения.

Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Из Устава УлГТУ следует, что представительство Университета в Мелекесском районе находится по адресу: р.п. Новая Майна, ул. Шутова, д.1.

Вместе с тем, исходя из представленных сторонами доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что фактически УлГТУ в настоящее время посредством дистанционных технологий осуществляет образовательную деятельность, создав для осуществления этой деятельности представительство (точки доступа) по адресу: р.п. Новая Майна, ул. Микрорайон, д.11, с. Рязаново, ул. Октябрьская, 10, что не отражено в уставе учреждения.

В настоящее время УлГТУ принято решение о ликвидации представительств, для чего проводятся необходимые согласования.

Поскольку правовое положение названного представительства не закреплено в уставных документах УлГТУ, вывод суда о том, что точки доступа УлГТУ созданы в нарушение действующего законодательства о высшем профессиональном образовании, является правильным.

Анализируя приведенные нормы закона, и принимая во внимание установленные  обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности изложенных в представлении прокурора выводов о несоответствии деятельности представительства образовательного учреждения требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

В силу изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 13 декабря 2012 года с учётом определения того же суда от 28 декабря 2012 года об исправлении описок оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет»  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи