Судебный акт
Спор о праве на пенсию за выслугу лет гражданского служащего
Документ от 12.03.2013, опубликован на сайте 22.03.2013 под номером 37614, 2-я гражданская, о признании права на назначение пенсии за выслугу лет, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Ибрагимова Е.А.                                                                          Дело-33-789/2012 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       12 марта 2013 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Грудкиной Т.М.,

при секретаре  Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда и социального развития Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 января 2013 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Трифоновой Н*** В*** удовлетворить.

Признать за Трифоновой Н*** В*** право на назначение пенсии за выслугу лет государственной гражданской службы в период с 15.05.1974 по 14.12.2001.

Возложить на Министерство труда и социального развития Ульяновской области обязанность назначить Трифоновой Н*** В*** с 1 октября 2011 года пенсию за выслугу лет по государственной гражданской службе в соответствии с Законом Ульяновской области от 09.11.2010г. № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области».

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя Министерства труда и социального развития Ульяновской области – Парфеновой И.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  Трифоновой Н.В., ее представителя – Гордеева А.Н., возражавших против жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Трифонова Н.В. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании права на назначение пенсии за выслугу лет. В обоснование иска указала, что с 15.05.1974 по 14.12.2001 работала в органах социального обеспечения и социальной защиты населения Ульяновской области на должностях б*** которые относятся к должностям гражданской службы субъекта РФ. ***2001 в связи с передачей полномочий по назначению и выплате пенсий отделению Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области, была уволена из Комитета социальной защиты населения Ульяновской области переводом в отделение Пенсионного фонда в порядке п.5 ст.29 КЗоТ РФ. ***.2011 уволилась из УПФ РФ по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по возрасту, то есть по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ. Ее стаж государственной гражданской службы  составляет 27 лет 6 месяцев 29 дней, в связи с чем она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному абз. 1 и 3 статьи 4 Закона Ульяновской области от 09.11.2010 № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области». Однако ей было отказано по мотиву того, что она была уволена не по своей инициативе, а в связи с переводом  в отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области. Полагала отказ незаконным, просила признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет государственной гражданской службы в Комитете социальной защиты населения Ульяновской области за период с 15.15.1974 по 14.12.2001; обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области назначить ей пенсию за выслугу лет с ***.2011 (заявление подано ею ***.2011).

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство труда и социального развития Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что на момент увольнения истицы действовало Постановление Главы администрации Ульяновской области №49 от 01.03.2000 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности государственной службы области». Содержащиеся в нем требования к основаниям увольнения с государственной гражданской службы, дающие право на установление доплаты к пенсии, были аналогичными требованиям Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, а также Закону Ульяновской области от 09.11.2010 №179-ЗО. Таким образом, вывод суда о том, что в спорный период истица не могла знать, что основание увольнения будет иметь значение для установления пенсии за выслугу лет, является неправильным.

Дело рассмотрено в отсутствии третьего лица – Управления Пенсионного  Фонда РФ по Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области – Парфенова И.С.  доводы апелляционной жалобы   поддержала.        

В судебном заседании Трифонова Н.В., ее представитель – Гордеев А.Н. с доводами жалобы не согласились. Полагают, что увольнение истицы  в 2001 году  в порядке перевода произведено неправильно, поскольку фактически имело место сокращение штатов Комитета социальной защиты населения Ульяновской области. В связи с этим она должна быть уволена по соответствующему основанию. Неправильно указанное основание увольнения лишает ее права на получение пенсии по выслуге лет, которая должна быть ей назначена в соответствии с п. 1 или п. 1.1 Закона Ульяновской области от 09.11.2010 №179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.

Из материалов дела следует, что Трифонова Н.В. с 05.05.1974 по 22.02.1993 работала в областном центре по начислению и выплате пенсий и пособий г.Ульяновска, с 22.02.1993 по 14.12.2001 -  в Комитете социальной защиты населения Ульяновской области.

Приказом Комитета социальной защиты населения администрации Ульяновской области от 15.10.2001 численность штата комитета, в том числе и должность истицы, была сокращена на 26 штатных единиц в связи с передачей полномочий по назначению и выплате государственных пенсий отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области  истицы.

Между тем ***.2001 Трифонова Н.В. уволена из Комитета социальной защиты населения Ульяновской области в порядке перевода в отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области, то есть по п.5 ст.29 КЗоТ РФ.

На момент увольнения с государственной гражданской службы права на трудовую пенсию истица не имела. Трудовая пенсия по старости  истице назначена с ***.2010.

***.2011 Трифонова Н.В.  обратилась с заявлением в Министерство труда и социального развития Ульяновской области с заявлением о назначении ей пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Ульяновской области от 09.11.2010  №179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области».

Ответчиком ей в этом было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что с гражданской службы она уволена «в порядке перевода к другому работодателю», то есть по основанию, не предусмотренному  Законом Ульяновской области № 179-ЗО  в качестве  одного из условий назначения пенсии за выслугу лет.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что на момент увольнения истицы с гражданской государственной службы еще не были приняты ни Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ни Закон Ульяновской области от 09.11.2010 № 179-ОЗ «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области», поэтому при увольнении с гражданской государственной службы истица не могла предполагать, что основание увольнения будет иметь значение для назначения пенсии по выслуге лет.

Далее, руководствуясь положениями ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в которой предусмотрены общие основания прекращения служебного контракта  и не указано   такое основание как «увольнение в порядке перевода на другую работу», суд пришел к выводу о том, что данное основание увольнения Трифоновой Н.В. в 2001 году тождественно «расторжению служебного контракта по инициативе работника».

С учетом данных выводов суд посчитал необходимым обязать ответчика назначить истице пенсию за выслугу лет  в соответствии с Законом Ульяновской области от 09.11.2010 «№ 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области».

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 4  Закона Ульяновской области от 09.11.2010 № 179-ОЗ «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области»  гражданские служащие при наличии стажа гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 5-9 части 1 статьи 33 , пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с  учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящей части.

Гражданские служащие при увольнении с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий гражданского служащего, замещавшего должность гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 6, 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.

Частью 1.1 той же статьи предусмотрено, что гражданские служащие при наличии стажа гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее 7 лет.

Кроме того, статьей 3 Закона Ульяновской области от 09.11.2010 № 179-ОЗ установлено, что право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом имеют граждане, замещавшие по состоянию на 16 августа 1995 года и позднее должности гражданской службы.

Поскольку основание увольнения является одним из условий назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим Ульяновской области, а Трифонова Н.В.  была уволена по основанию, не предусмотренному Законом Ульяновской области от 09.11.2010 №179-ОЗ «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области», у нее не возникло права на получение такой пенсии.

Выводы суда об отсутствии в период увольнения истицы законодательства, регулирующего данные вопросы, являются несостоятельными.

31.07.1995 был принят Федеральный закон № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», частью 3 статьи 4  которого предусматривалось, что на государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным  законом.

В частности,  статьей 25 указанного Закона устанавливалось, что государственная служба прекращается по основаниям, предусмотренном законодательством Российской Федерации о труде, а также по инициативе руководителя государственного органа в указанных законом случаях.

Аналогичное положение содержалось в ст. 25 Закона Ульяновской области от 12.07.1996 № 003-ЗО «О государственной службе Ульяновской области», действовавшего  до 29.08.2002.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.1995 № 854 (в ред. Указов от 15.06.1999 № 755, от 13.12.2000 № 2005) «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы» были  установлены дополнительные социальные гарантии для названной в этом Указе категории лиц, в том числе доплата к государственной пенсии.

При этом положения Указа не распространялись на лиц, замещавших государственные должности и должности государственной службы субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств (пункт 10).

Во исполнение данного Указа Президента РФ постановлением Главы администрации Ульяновской области от 01.03.2000 № 49 было утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим  государственные должности Ульяновской области и государственные должности государственной службы области (действовавшее до августа 2002 года).

Согласно пункту 4 указанного Положения  право на ежемесячную доплату к государственной пенсии имели лица, замещавшие государственные должности государственной службы Ульяновской области, стаж  государственной службы которых составлял не менее 15 лет и уволенные по одному из указанных в этом же пункте оснований, а именно:

- ликвидация или реорганизация органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и областными законами;

- сокращение штата государственных служащих области в органах государственной власти и управления, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и областными законами (далее именуются государственные органы);

- увольнение с должностей, учреждаемых в установленном законодательством области порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Ульяновской области, в связи с прекращением исполнения этими лицами своих полномочий;

- достижение предельного возраста, установленного областным Законом для замещения должности государственной службы области;

- обнаружившееся несоответствие замещаемой должности - государственной службы области вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы;

- по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

Таким образом, как следует из данных нормативных актов, правовое регулирование вопросов назначения доплаты к пенсии государственным служащим  Ульяновской  области  имело место и в период увольнения истицы со службы (2001 год), и оно также не предусматривало возможности назначения гражданским служащим  доплаты  при условии их увольнения в порядке перевода к другому работодателю. 

Что касается формулировки увольнения Трифоновой Н.В., которую, по мнению самой истицы и ее представителя, работодатель должен был изложить  как «увольнение по сокращению штатов», что давало бы ей возможность претендовать на пенсию за выслугу лет, то здесь следует отметить следующее.

Трифонова Н.В. была уволена по одному из оснований, указанному в статье 29 действовавшего на тот период Кодекса Законов о труде Российской Федерации, что не противоречило положениям Федерального закона от 31.07.1995  № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Согласно КЗоТ РФ перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность  предусматривался в качестве самостоятельного основания прекращения трудового договора (контракта) (п.5 ст. 29) наряду с увольнением по сокращению штата предприятия (п. 4 ст. 33) и увольнения по собственному желанию (ст. 31). 

В силу изложенного  указание истицы на ее фактическое  увольнение в 2001 году по сокращению штатов, так же как и выводы суда об имевшем место увольнении Трифоновой Н.В. по собственному желанию, не могут быть признаны правильными, поскольку увольнение истицы по п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ, как следует из материалов дела, произведено в соответствии с действующим на тот период времени законодательством, на основании ее личного заявления.  

Определение же условий назначения ежемесячных доплат к пенсии  государственным служащим субъектов Российской Федерации, при отсутствии в настоящее время федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей, является прерогативой  законодателя субъекта Российской Федерации, который в данном случае не предусмотрел возможность назначения таких доплат  служащим, уволенным с гражданской службы по основанию, предусмотренному п.5 ст. 29 КЗоТ РФ (в настоящее время п.5 ст. 77 ТК РФ).

При таких обстоятельствах  судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене, а исковые требования Трифоновой Н.В. – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 января 2013 года  отменить, постановить по делу новое решение.

В удовлетворении требований Трифоновой Н*** В*** к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о назначении пенсии за выслугу лет отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: