Судебный акт
О компенсации морального вреда
Документ от 07.05.2013, опубликован на сайте 13.06.2013 под номером 39012, 2-я гражданская, о взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                      УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Токунов Д.В.                                                                      Дело № 33 – 1550 / 2013 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                   07 мая 2013 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Кинчаровой О.Е., Полуэктовой С.К.,

при секретаре Шаряевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Козлова Е*** Ю*** на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 18 февраля 2013 года, которым суд решил:

 

Исковые требования Козлова Е*** Ю*** о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад председательствующего по делу, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Козлов Е.Ю. обратился в суд с иском к заместителю начальника СО МО МВД России «Инзенский» Минакову А.Е. о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что приговором Инзенского районного суда Ульяновской области он осужден по ч. *** ст. ***, ч. *** ст. *** УК РФ и оправдан по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. *** ст. ***, ч. *** ст. ***, ч. *** ст. ***, п. «***» ч. *** ст. *** УК РФ.

В ходе следствия по делу следователем Минаковым А.Е. допущена халатность, грубо нарушены нормы УПК РФ при проверке его заявления о непричастности к совершению преступлений. Перед предъявлением обвинения следователь был обязан собрать достаточные доказательства, выполнить все необходимые следственные действия. Обвинение следователем сфабриковано, доказательства сфальсифицированы. В результате незаконных действий следователя Минакова А.Е. ему были причинены нравственные страдания.

Просил суд взыскать в свою пользу с ответчика Минакова А.Е. компенсацию морального вреда в размере 5 000 000 руб.

Суд привлёк к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Прокуратуру Ульяновской области, Управление МВД России по Ульяновской области, Следственное управление УМВД РФ по Ульяновской области. 

Рассмотрев заявленные требования, суд в удовлетворении этих требований отказал и постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Козлов Е.Ю. просит отменить решение суда.

Указывает, что действиями ответчика Минакова А.Е. нарушено его право на добросовестное предварительное расследование, вследствие чего ему причинён моральный вред в виде нравственных страданий, которые не могут быть подтверждены документально в соответствии с требованиями ст. ст. 131, 132 ГПК РФ.

Считает, что судебное разбирательство по его исковому заявлению проведено необъективно, с явным односторонним уклоном в пользу ответчиков.

В возражении на апелляционную жалобу представитель УМВД России по Ульяновской области Рыженкова О.В. указывает на необоснованность доводов жалобы и просит оставить жалобу без удовлетворения, а решение суд – без изменения.

В апелляционной жалобе Козлова Е.Ю. содержится ходатайство об обеспечении его участия в судебном заседании при рассмотрении его апелляционной жалобы путем видеоконференц-связи.

Обсудив заявленное ходатайство, судебная коллегия считает, что оно удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Законом предусмотрена возможность использования видеоконференц-связи при рассмотрении гражданских дел, если у суда имеется техническая возможность осуществления такой видеоконференц-связи (ч. 1 ст. 155.1 ГПК РФ).

При этом, для обеспечения участия в деле лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах отбывания лишения свободы, используются системы видеоконференц-связи этих учреждений (ч. 4 ст. 155.1 ГПК РФ).

Козлов Е.Ю. в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы  в ИК-29 ФКУ ОИК-5 УФСИН России по Кировской области. По сообщению администрации ИК-29 ФКУ ОИК-5 УФСИН России по Кировской области, в данном учреждении отсутствует техническое оборудование для обеспечения видеоконференц-связи.

С учетом отсутствия технической возможности для осуществления видеоконференц-связи, судебная коллегия полагает, что ходатайство Козлова Е.Ю. подлежит отклонению.

Следует также учесть и то обстоятельство, что все доводы Козлова Е.Ю. относительно заявленных им требований сводятся к анализу содержания обвинительного заключения и вступившего в законную силу приговора суда в отношении него. С учетом этого обстоятельства, судебная коллегия считает, что не имеется необходимости в каких-либо дополнительных пояснениях Козлова Е.Ю.

С учетом изложенного судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие Козлова Е.Ю., а также в отсутствие других участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о слушании дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела усматривается, что 18.10.2011 года заместителем начальника СО МО МВД России «Инзенский» Минаковым А.Е. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч .*** ст. *** УК РФ, по факту разбойного нападения 04.10.2011 года на сторожа ООО «Р***», в результате которого похищены денежные средства в размере 3500 руб., принадлежащие ООО «Р***».

Уголовное дело Минаковым А.Е. было принято к своему производству.

В этот же день по подозрению в совершении хищения имущества ООО «Р***» в порядке ст. 91 УПК РФ задержан Козлов  Е.Ю.

19.10.2011 года Козлову Е.Ю. предъявлено обвинение в совершении разбойного нападения на сторожа ООО «Р***» А*** А.А., то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. *** ст. *** УК РФ.

В этот же день в отношении Козлова Е.Ю., обвиняемого в совершении указанного преступления, предусмотренного ч.*** ст.*** УК РФ, Инзенским районным судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В силу ст. 171 УПК РФ при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого.

Частью 2 ст. 38 УПК РФ предусмотрено, что следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий.

12.12.2011 года следователь Минаков А.Е., полагая, что имеются достаточные доказательства, предъявил Козлову Е.Ю. обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. *** ст. *** (два эпизода – в отношении Г*** и в отношении Б***), ч. *** ст. ***, ч. *** ст. ***, п. «***» ч. *** ст.***, ч. *** ст. *** УК РФ.

27.12.2011 года прокурором Инзенского района утверждено обвинительное заключение и дело направлено в Инзенский районный суд для рассмотрения по существу.

Приговором Инзенского районного суда от  14.09.2012 года Козлов Е.Ю. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. *** ст. *** (по эпизоду разбойного нападения на сторожа ООО «Р***»), ч. *** ст. *** (по эпизоду в отношении Б*** Н.В.) УК РФ и ему назначено наказание в виде *** лет *** месяцев лишения свободы.

Постановлением суда от 14.09.2012 года уголовное дело в отношении Козлова Е.Ю., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. *** ст. *** (по эпизоду в отношении Г***), ч. *** ст. ***, ч. *** ст. ***, п. «***», ч. *** ст. *** УК РФ, прекращено на основании п. 7 ст. 264, п. 2 ст. 24 УПК РФ в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения.

В силу ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2011 года №17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве», иски о компенсации морального вреда в денежном выражении в соответствии со статьей 136 УПК РФ предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 16 февраля 2006 года № 19-О, от 20 июня 2006 года № 270-О и от 18 июля 2006 года № 279-О), статья 133 УПК РФ не содержит положений, исключающих возможность возмещения вреда лицу, в отношении которого было вынесено постановление о прекращении уголовного преследования по реабилитирующему основанию, по той лишь причине, что одновременно это лицо было признано виновным в совершении другого преступления. В таких ситуациях суд, исходя из обстоятельств конкретного уголовного дела и руководствуясь принципами справедливости и приоритета прав и свобод человека и гражданина, может принять решение о возмещении частично реабилитированному лицу вреда, если таковой был причинен в результате уголовного преследования по обвинению, не нашедшему подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Определение того, был ли заявителю реально причинен вред обвинением в действиях, уголовная противоправность которых в конечном счете не нашла своего подтверждения в ходе производства по уголовному делу, является прерогативой суда. При этом сам по себе факт признания за лицом права на частичную реабилитацию еще не свидетельствует о наличии у лица права на непосредственное возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах, конкретные требования о возмещении которых решаются в порядке ст. 399 УПК РФ или в порядке гражданского судопроизводства.

В судебное заседание истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих причинение ему морального вреда и его объем, по правилам, предусмотренным ст. 56 ГПК РФ (по эпизодам, по которым в отношении Козлов Е.Ю. уголовное дело прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения).

При разрешении  данного спора суд обоснованно исходил из того, что задержание истца в порядке ст. 91 УПК РФ и избрание в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу было обусловлено обвинением в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ (разбойное нападение на сторожа ООО «Р***»), по которому он признан виновным и ему назначено наказание в виде лишения свободы (в срок отбытия которого зачтено время содержания под стражей в ходе предварительного и судебного следствия).

Само по себе постановление суда о прекращении уголовного дела в части в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения не свидетельствует о том, что должна быть взыскана компенсация морального вреда.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу и обоснованно пришёл к выводам об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку:

- Козловым Е.Ю.  не был доказан факт причинения ему морального вреда и его объём по правилам, предусмотренным ст. 56 ГПК РФ (по эпизодам по которым он был оправдан);

- задержание истца в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ и избрание в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу было обусловлено, совершением им преступлений, по которым он признан виновным и ему назначено наказание в виде лишения свободы (в срок отбытия которого зачтено время содержания под стражей в ходе предварительного и судебного следствия);

Поскольку выводы суда приняты им с учетом фактических обстоятельств материалов дела и требований действующего законодательства, оснований для их переоценки не имеется.

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 18 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Козлова Е*** Ю*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи