Судебный акт
Исключение кандидатов из областного списка
Документ от 18.04.2013, опубликован на сайте 02.09.2013 под номером 40600, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в принятии заявления: ЗАЯВЛЕНИЕ НЕ ПОДЛЕЖИТ РАССМОТРЕНИЮ и разрешению в порядке гражданского судопроизводства

Дело  № 3-5/2013

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

24 июля 2013 год                                                                                   город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Королёвой А.В.,

при секретаре Берхеевой Г.И.,

с участием прокурора Фомичёва Д.Ю.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконными и отмене постановлений Избирательной комиссии Ульяновской области об исключении кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области пятого созыва из заверенного областного списка кандидатов, обязании зарегистрировать кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области пятого созыва,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

избирательное объединение Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее по тексту – Ульяновское областное отделение КПРФ, избирательное объединение) обратилось в Ульяновский областной суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Избирательной комиссии Ульяновской области от 16 июля 2013 года №№ 34/359-5, 34/360-5, 34/361-5, 34/364-5, 34/365-5, 34/366-5 об исключении кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области пятого созыва Рябова А.А., Ефимова И.А., Пензякова В.М., Иванова А.В., Логинова Р.В., Лямина Н.С. из заверенного областного списка кандидатов и обязании зарегистрировать их кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области пятого созыва.

 

Заявление мотивировано отсутствием законных оснований для исключения кандидатов из заверенного областного списка, оспариваемые постановления не содержат в себе мотивации и обоснования исключения кандидатов.

 

В судебном заседании представители избирательного объединения Кругликов А.Л. (представляет по должности), Шлюшенков В.М. (уполномоченный представитель) заявление поддержали.  Пояснили, что извещение Избирательной комиссии о выявленных в представленных документах недостатках было получено уполномоченным представителем избирательного объединения 12 июля 2013 года, вечером. За два выходных дня невозможно было найти кандидатов, чтобы они устранили недостатки в документах, а также не работали банки. Кроме того, недостатки, указанные в приложении к извещению Избирательной комиссии Ульяновской области, были неясны, в силу чего было непонятно, что именно и как следует исправлять.  Кандидата Пензякова В.М. не смогли найти, так как он выезжал по работе на устранение аварии, кандидат Рябов А.А. был за пределами Ульяновской области.

Полагают, что избирательное законодательство является несовершенным, подход Избирательной комиссии области является формальным, для исправления недостатков требовалось больше времени, чем было предоставлено.

 

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены исключенные из списка кандидатов: Рябов А.А., Ефимов И.А., Пензяков В.М., Иванов А.В., Логинов Р.В., Лямин Н.С.

 

В судебном заседании Ефимов И.А., Иванов А.В., Логинов Р.В., представитель Рябова А.А. по доверенности Минабутдинов Ф.И. заявление, поданное избирательным объединением, поддержали.

 

Минабутдинов Ф.И. пояснил, что Избирательная комиссия Ульяновской области должна была известить о выявленных в представленных документах недостатках не только избирательное объединение, но и кандидата(тов). Рябов А.А. не был извещен о выявленных в отношении него в документах недостатках.  В справке о доходах Рябова А.А. не указано его место работы. Однако, данное обстоятельство не могло служить основанием для исключения Рябова А.А. из списка, так как справка о доходах представлялась не только на бумажном носителе, но и в машиночитаемом виде. Справка в машиночитаемом виде содержала в себе указание на три места работы Рябова А.А. Поэтому Избирательная комиссия Ульяновской области должна была руководствоваться справкой в машиночитаемом виде и все сомнения истолковать в пользу кандидата. Полагает, что поскольку Избирательная комиссия области не указала срок, в течение которого необходимо устранить недостатки, то Избирком должен был принять документы от избирательного объединения, поданные после истечения установленного срока.

 

Ефимов И.А. пояснил, что допущенные недостатки, выявленные в касающихся него документах, не считает влекущими исключение из списка кандидатов.

 

Иванов А.В. не смог объяснить отсутствие в поданных в Избирательную комиссию области документах справки о расходах в отношении себя. Пояснил, что данную справку представлял в избирательное объединение. Второй раз представил справку о расходах в субботу, 13 июля 2013 года, в избирательное объединение.

 

Логинов Р.В. пояснил, что справку о расходах в отношении себя сдавал в избирательное объединение. В связи с чем справки не оказалось в документах при проверке Избирательной комиссией области, он не знает. Предполагает, что Избиркомом допущены неправомерные действия. Доказательством наличия справки при сдаче документов в Избирком считает справку-подтверждение, где указано, что справки о расходах представлены на 66 кандидатов.

 

Пензяков В.М. и Лямин Н.С. в суд не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом. Представили заявления о согласии с поданным избирательным объединением в суд заявлением.

 

Представитель Избирательной комиссии Ульяновской области Гусев И.В. просил в удовлетворении заявления отказать, так как исключение кандидатов из заверенного областного списка основано на законе. Нарушений со стороны Избиркома не допущено.

 

Представители Избирательной комиссии области Курушина Т.В., Конахина О.А. поддержали пояснения Гусева И.В.

 

Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, обозрев оригиналы и копии документов, представленных избирательным объединением в Избирком области, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что отсутствуют основания для удовлетворения заявления, суд приходит к следующему.

 

09 июня 2013 года Законодательным Собранием Ульяновской области принято постановление № 678/96-4 «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области пятого созыва», которым на 08 сентября 2013 года назначены указанные выборы.

 

29 июня 2013 года избирательное объединение предоставило в Избирком области пакет документов о выдвижении областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области пятого созыва.

 

01 июля 2013 года Избирком области заверил областной список из 66 кандидатов, выдвинутых избирательным объединением. 05 июля и 11 июля 2013 года из списка были исключены кандидаты Рузаев С.Ю. и Бирюков И.В., а 16 июля 2013 года Колесников М.Н., Хилова Н.В., что никем не оспаривается.

 

12 июля 2013 года Избиркомом области уполномоченному представителю избирательного объединения Шлюшенкову В.И. было вручено извещение с приложением к извещению  о выявлении неполноты сведений о кандидатах, несоблюдения требований закона к оформлению документов, представленных в Избирком области. В  извещении было указано о дате заседания Избиркома области по вопросу о регистрации списка кандидатов.

 

14 июля 2013 года во исполнение извещения избирательное объединение представило в Избирком области следующие документы (применительно к рассматриваемому делу): «Информацию об изменениях в сведениях о каждом кандидате из областного списка», Областной список кандидатов, ксерокопию страниц паспорта Лямина Н.С. со штампом о регистрации по месту жительства, Справку о расходах кандидата Иванова А.В.

 

16 июля 2013 года Избирательной комиссией Ульяновской области вынесены постановления об исключении из заверенного областного списка следующих кандидатов: Рябова А.А. (постановление № 34/359-5), Ефимова И.А. (постановление № 34/360-5), Пензякова В.М. (постановление № 34/361-5), Иванова А.В. (постановление № 34/364-5), Логинова Р.В. (постановление № 34/365-5), Лямина Н.С. (постановление № 34/366-5).

 

С учетом того, что Избирательной комиссией области были частично приняты уточнения и изменения в данных о кандидатах, основанием для исключения кандидатов из списка явилось следующее.

 

В отношении Рябова А.А.:

в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности…, в графе «Источник выплаты дохода, сумма» кандидатом было указано «заработная плата 7618449,28 руб.». Не указан источник дохода. В этой части избирательным объединением в «Информации об изменениях в данных о кандидатах» изменения не приводились, то есть в этой части выявленный Избирательной комиссией недостаток не был устранен (подпункты «з» и «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года).

 

В отношении Ефимова И.А.:

в первоначально представленном 29 июня 2013 года областном списке кандидатов была указана его принадлежность к партии и статус «член КПРФ, первый секретарь Майнского райкома КПРФ».  В измененном и представленном 14 июля 2013 года областном списке кандидатов указано «член КПРФ, член Ульяновского обкома КПРФ». В представленной 29 июня 2013 года справке о принадлежности к  партии указано «член КПРФ», статус не указан. Отсутствует документ, подтверждающий статус кандидата в партии (подпункт «ж» пункта 26 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года).

 

В отношении Пензякова В.М.:

в заявлении кандидата о согласии баллотироваться указано «член КПРФ, член райкома КПРФ». В справке о принадлежности к партии, поданной 29 июня 2013 года, указано «член КПРФ», статус в партии не указан. Изменения о статусе в партии избирательным объединением не внесены.

В заявлении кандидата о согласии баллотироваться отсутствуют сведения о занимаемой должности. Изменения не внесены.

В заявлении о согласии баллотироваться и в областном списке кандидатов указано «депутат МО Черемушкинское поселение». Подтверждающий документ не представлен (подпункты «ж» и «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года).

 

В отношении Иванова А.В.:

при выдвижении областного списка кандидатов не представлена справка о расходах кандидата (подпункт «ж» пункта 26 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 20202 года).

 

В отношении Логинова Р.В.:

при выдвижении областного списка кандидатов не представлена справка о расходах кандидата (подпункт «ж» пункта 26 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 20202 года).

 

В отношении Лямина Н.С.:

при выдвижении областного списка кандидатов в представленной копии паспорта не имелось страницы, содержащей сведения о регистрации кандидата по месту жительства.       В заявлении кандидата о согласии баллотироваться был указан адрес места жительства: «г.Ульяновск, ул.Кирова, д.2, к.1, кв.4». Представленная избирательным объединением 14 июля 2013 года копия паспорта со страницей, содержащей адрес места жительства, содержала иные сведения, а именно: Старомайнский район, с.Дмитриево-Помряскино. Кроме того, копия паспорта со страницей о регистрации представлена с нарушением установленных сороков подачи документов, необходимых при выдвижении (подпункт «ж» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года).

 

Давая правовую оценку оспариваемым постановлениям Избирательной комиссии Ульяновской области, суд исходит из следующего.

 

Статьями 33 и 35 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусмотрен тот перечень документов, который должен быть представлен избирательным объединением при выдвижении списка кандидатов избирательного объединения.

 

Также требования при представлении областного списка кандидатов и иных документов в Избирательную комиссию области предусмотрены статьей 34 Закона Ульяновской области № 102-ЗО от 20 июля 2012 года «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области».

 

В соответствии с пунктом 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года одними из оснований для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов являются:

отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов (подпункт «ж»);

наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт «з»);

отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт «и»).

 

Аналогичные нормы содержатся в пунктах 7, 8, 9 части 6 статьи 41 Закона Ульяновской области № 102-ЗО от 20 июля 2012 года.

 

В соответствии в пунктом 5 части 3 статьи 34 Закона Ульяновской области №102-ЗО от 20 июля 2012 года одновременно с областным списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет  в Избирательную комиссию области сведения (на бумажном носителе и в машиночитаемом виде) о размере и об источниках доходов каждого кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, составленные по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

Согласно указанной форме, одна из граф предусматривает указание источника выплаты дохода, сумму в рублях.

 

Из имеющейся в деле копии документа «Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах», которая соответствует оригиналу, представленному в суд Избирательной комиссией области, Рябов А.А. в этих «Сведениях», в графе «Источник выплаты дохода, сумма (руб.)» указал следующее «Заработная плата 7618449,28 руб.».

 

Таким образом, кандидат Рябов А.А. не указал в данной графе источник выплаты дохода.

 

Довод представителей избирательного объединения о том, что форма «Сведений о размере и об источниках доходов…» не содержит в себе требования на указание места работы, в силу чего достаточным было указание только дохода, противоречит форме, установленной законом, и, следовательно, самому закону.

 

Источник выплаты дохода не означает сам доход (заработная плата, пенсия и др.), а означает лицо, орган, выплачивающие этот доход.

 

Довод представителя Рябова А.А. – Минабутдинова Ф.И. о том, что в случае наличия разночтений в «Сведениях о размере и об источниках доходов…», представленных на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, Избирательной комиссии области следовало принять во внимание машиночитаемый вариант «Сведений», где указаны три места работы Рябова А.А. ОАО «39 арсенал», ОАО «103 арсенал», ОАО «5 арсенал», является несостоятельным.

 

Машиночитаемый вариант «Сведений» должен быть таким же, как «Сведения» на бумажном носителе.

Из распечатки «Сведений», сделанной с флэш-карты, представленной представителем Избиркома области Гусевым И.В., а также распечатки, сделанной с СD-диска, представленного представителем избирательного объединения Кругликовым А.Л.,  установлено, что «Сведения» в машиночитаемом виде не соответствуют «Сведениям» на бумажном носителе не только в части указания либо неуказания источника дохода.

 

Так, «Сведения» в машиночитаемом виде содержат в себе указание на то, что исполнены в соответствии с Приложением № 5.1 к Перечню (обязательная форма), утвержденному постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 21 мая 2013 года № 21/178-5.

 

Однако, как указывалось ранее в решении, «Сведения» должны быть заполнены по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

Кроме того, машиночитаемый вид документа не является документом, который  подлежит проверке избирательной комиссией в составе пакета, представленного для регистрации.

 

Данный недостаток был отражен в извещении избирательной комиссии от 12 июля 2013 года, однако избирательным объединением не был устранен.

 

Довод представителя Рябова А.А. – Минабутдинова Ф.И. о том, что Избирательная комиссия области не известила о недостатках самого кандидата Рябова А.А., допустив тем самым нарушение закона, в силу чего обязана зарегистрировать Рябова А.А. кандидатом в депутаты, является надуманным.

 

Законодательство о выборах предусматривает, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с Федеральным законом, иным законом.

В зависимости от этого закон предусматривает, кто именно представляет необходимый пакет документов в избирательную комиссию для выдвижения и последующей регистрации кандидатов в депутаты. При непосредственном выдвижении документы представляет кандидат, при выдвижении списка кандидатов -  избирательное объединение. В силу этого избирательная комиссия выдает извещение о выявленных недостатках для их устранения именно тому, на ком лежит обязанность представления документов.

 

Поэтому, применительно к рассматриваемому делу, Избирательная комиссия области не обязана была извещать о выявленных недостатках каждого кандидата из списка кандидатов.

 

Довод Минабутдинова Ф.И. о том, что в извещении Избирком области не указал срок устранения недостатков, что влечет за собой обязанность принять от избирательного объединения документы, поданные с нарушением срока, является надуманным.

 

В извещении Избиркома области от 12 июля 2013 года № 31/316-5 указано, что вопрос о регистрации областного списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, будет рассматриваться 16 июля 2013 года.

 

В силу Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (пункт 1.1 статьи 38), Закона Ульяновской области № 102-ЗО от 20 июля 2012 года (часть 2 статьи 41) избирательное объединение вправе было исправить недостатки не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии.

 

Следовательно, кандидат Рябов А.А. обоснованно исключен  из заверенного областного списка кандидатов на основании подпунктов «з» и «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года и пунктов 8 и 9 части 6 статьи 41 Закона Ульяновской области № 102-ЗО от 20 июля 2012 года.

 

В соответствии с пунктом 14 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Если в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением, в указанную избирательную комиссию представляются также нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона «О политических партиях», и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов.

 

Статьей 34 Закона Ульяновской области № 102-ЗО от 20 июля 2012 года предусмотрено, что Избирательная комиссия области считается уведомленной о выдвижении областного списка кандидатов, а кандидаты считаются выдвинутыми, после поступления в нее областного списка кандидатов и прилагаемых к нему документов, в том числе заявлений в письменной форме каждого кандидата, включенного в областной список кандидатов, о согласии баллотироваться по областному избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Законодательного Собрания.

В областном списке кандидатов указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого кандидата, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости указываются сведения о судимости кандидата. По желанию кандидата в областном списке кандидатов указываются его принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и его статус в данной политической партии, данном общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Одновременно с областным списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет (помимо иных документов):

заявление каждого кандидата, включенного в областной список кандидатов, о его согласии баллотироваться в составе данного областного списка кандидатов, с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Законодательного Собрания.

В заявлении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в данной политической партии, данном общественном объединении, при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

 

Таким образом, если в областном списке кандидатов указывается принадлежность кандидата к политической партии и его статус в политической партии, то обязательным условием является представление документа, подтверждающего указанные сведения (принадлежность к партии и статус в партии).

Аналогичное требование предъявляется, если кандидат указывает принадлежность к партии и статус в ней в заявлении о согласии баллотироваться.

 

В областном списке кандидатов, поданном в Избирком области 29 июня 2013 года, при выдвижении, в отношении кандидата Ефимова И.А. указано «член КПРФ, первый секретарь Майнского райкома КПРФ». В измененном областном списке кандидатов, поданном в Избирком 14 июля 2013 года, в отношении кандидата Ефимова И.А. указано «член КПРФ, член Ульяновского обкома КПРФ».  В справке, поданной при выдвижении 29 июня 2013 года, указано «член КПРФ».

 

Таким образом, избирательное объединение, уточняя 14 июля 2013 года сведения о кандидате Ефимове И.А., указало сведения о его статусе в партии, не подтвердив их соответствующей справкой.

 

В ходе рассмотрения дела представитель избирательного объединения Кругликов А.Л. пояснил, что Ефимов И.А. является первым секретарем Майнского райкома КПРФ.

 

Таким образом, в уточненном областном списке кандидатов содержатся сведения о статусе Ефимова И.А. в партии не только не подтвержденные справкой, но и не соответствующие действительности.

 

Довод представителей избирательного объединения и Ефимова И.А. о том, что статус кандидата в партии -  это внутрипартийное дело, и что избирательное объединение не обязано было представлять справку о статусе кандидата в партии, противоречит закону.

 

Как уже указывалось в решении ранее, сведения о принадлежности к политической партии и статусе в ней указываются в областном списке кандидатов и в заявлении кандидата о согласии баллотироваться при соблюдении условия – представления соответствующей справки, подтверждающей принадлежность к партии и статус в ней.

 

Следовательно, кандидат Ефимов И.А. обоснованно исключен  из заверенного областного списка кандидатов на основании подпункта «ж» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года и пункта 7 части 6 статьи 41 Закона Ульяновской области № 102-ЗО от 20 июля 2012 года.

 

Аналогичное нарушение допущено и при выдвижении в составе списка кандидата Пензякова В.М., поскольку в заявлении о согласии баллотироваться он указал «член КПРФ, член райкома КПРФ», а в справке о принадлежности к партии его статус в ней не подтвержден, указано только «член КПРФ». Недостаток, указанный в извещении от 12 июля 2013 года, избирательным объединением не был устранен.

 

Кроме того, в заявлении о согласии баллотироваться кандидат Пензяков В.М. не указал занимаемую должность, что противоречит требованиям как Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (статьи 33, 35), так и Закона Ульяновской области № 102-ЗО от 20 июля 2012 года (статья 34), предусматривающих такое указание. Данный недостаток, указанный в извещении от 12 июля 2013 года, избирательным объединением не был устранен.

 

В заявлении о согласии баллотироваться и в областном списке кандидатов указано, что Пензяков В.М. является депутатом МО Черемушкинское поселение. Справка, подтверждающая эти сведения, при выдвижении представлена не была. Не была такая справка представлена и 14 июля 2013 года, несмотря на указание об этом в извещении от 12 июля 2013 года.

 

Вместе с тем представление этой справки прямо предусмотрено Федеральным законом № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (статьи 33, 35) и Законом Ульяновской области № 102-ЗО от 20 июля 2012 года (статья 34), предписывающими представление сведений, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.

 

При этом никто из участвующих в деле лиц не отрицал того факта, что Пензяков В.М. является депутатом Совета депутатов МО Черемушкинское поселение на непостоянной основе.

 

Пояснения представителей избирательного объединения о том, что Совет депутатов не выдал соответствующую справку, поэтому решено было исключить сведения о том, что Пензяков В.М. является депутатом, из его заявления о согласии баллотироваться и из областного списка депутатов, - не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат закону. 

 

Таким образом, кандидат Пензяков В.М. обоснованно исключен  из заверенного областного списка кандидатов на основании подпунктов «ж» и «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года и пунктов 7 и 9 части 6 статьи 41 Закона Ульяновской области № 102-ЗО от 20 июля 2012 года.

 

Среди представленных при выдвижении областного списка кандидатов документов не были представлены предусмотренные Федеральным законом № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (подпункт «б» пункт 3.1 статьи 33) и Закона Ульяновской области № 102-ЗО от 20 июля 2012 года (пункт «б» часть 3.1 статьи 34) сведения о расходах кандидата, а также о расходах его супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, - в отношении самих кандидатов Иванова А.В. и Логинова Р.В.

 

Довод представителей избирательного объединения и Логинова Р.В. о том, что данные сведения были представлены при выдвижении в Избирательную комиссию области, о чем свидетельствует справка-подтверждение от 29 июня 2013 года № 11-10/548, где под порядковым номером 13 указано о представлении справок о расходах 66 кандидатов, не нашел своего подтверждения.

 

Судом обозревались оригиналы всех документов, представленных в отношении кандидатов Иванова А.В. и Логинова Р.В.  Среди представленных документов указанные справки о расходах самих кандидатов отсутствовали.

 

Кроме того, в судебном заседании был произведен пересчет всех справок о расходах, представленных в отношении 66 кандидатов и членов их семей (супруги, несовершеннолетние дети).

 

При пересчете установлено, что общее количество листов представленных справок о расходах составляет 141 лист, что и отражено в справке-подтверждении от 29 июня 2013 года № 11-10/548, под порядковым номером 13.

 

Указанные сведения о представлении в Избирательную комиссию справок о расходах на 141 листе удостоверены подписью уполномоченного избирательного объединения Шлюшенкова В.М., тем самым, он согласился с тем, что указанные справки представил на 141 листе.

 

Таким образом, оснований полагать, что сведения о расходах кандидатов  Иванова А.В. и Логинова Р.В. были представлены в Избирательную комиссию области при выдвижении областного списка 29 июня 2013 года, не имеется.

 

Доказательств того, что со стороны Избирательной комиссии области были допущены какие-либо неправомерные действия, не представлено.

 

Следовательно, кандидаты Иванов А.В. и Логинов Р.В. обоснованно исключены  из заверенного областного списка кандидатов на основании подпункта «ж» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года и пункта 7 части 6 статьи 41 Закона Ульяновской области № 102-ЗО от 20 июля 2012 года.

 

Среди представленных при выдвижении областного списка кандидатов документов копия паспорта Лямина Н.С. не содержала страницы со сведениями о регистрации по месту жительства.  Согласно представленным документам, была сделана и представлена копия страницы, содержащей штамп о группе крови и о ранее выданных паспортах.

 

Кроме того, как выяснилось 14 июля 2013 года, в заявлении о согласии баллотироваться кандидат Лямин Н.С. указал адрес места жительства не в соответствии с требованиями Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации), а указал фактическое место жительства, что противоречит закону.

Следовательно, кандидат Лямин Н.С. обоснованно был исключен  из заверенного областного списка кандидатов на основании подпункта «ж» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года и пункта 7 части 6 статьи 41 Закона Ульяновской области № 102-ЗО от 20 июля 2012 года.

 

Довод представителей избирательного объединения о том, что приложение к  извещению Избирательной комиссии области от 12 июля 2013 года о выявленных недостатках было неясным, непонятным, не содержащим указания, что именно и как необходимо исправить, является несостоятельным.

 

Извещение Избирательной комиссии области от 12 июля 2013 года № 31/316-5 с учетом приложения к нему полностью соответствует пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года и постановлению ЦИК России от  23 марта 2007 года № 203/1272-4 «О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1», «б.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

 

В указанном извещении по каждому кандидату указаны те замечания, которые были выявлены при проверке поданных документов. Никаких неясностей это извещение не содержит, наоборот, указано, какой именно документ исполнен с недостатками/нарушениями, а какие документы не были представлены.  Избирательное объединение устраняло указанные в извещении недостатки в том объеме, с которым было согласно, о чем свидетельствует «Информация  об изменениях в сведениях о каждом кандидате…», поданная в Избирком области 14 июля 2013 года.  При этом в «Информации» не содержалось указания на то, что избирательному объединению замечания Избиркома области неясны либо непонятны.

 

Довод представителей избирательного объединения о том, что для исправления недостатков, указанных в извещении, было предоставлено мало времени, чем нарушены права избирательного объединения, поскольку невозможно было связаться с кандидатами, находящимися за пределами Ульяновска и области, занятыми по работе, невозможно обратиться в банк, так как он не работал в выходные, - не может повлечь отмену оспариваемых постановлений.

 

Избирательной комиссией области не указано ни одного замечания по документам в отношении кандидатов Рябова А.А., Ефимова И.А., Пензякова В.М., Иванова А.В., Логинова Р.В., Лямина Н.С., которые требовали бы обращения избирательного объединения в банк для производства финансовых операций и которые впоследствии явились бы основанием для исключения указанных кандидатов из списка.

 

Выявленные и указанные в извещении недостатки, кроме непредставления документов, могли быть устранены самим избирательным объединением, которое располагало необходимым объемом информации в отношении каждого из шести кандидатов. Кроме того, участвующие в деле лица пояснили, что в субботу, 13 июля 2013 года, Избирательная комиссия области предоставила возможность избирательному объединению, а также члену Избирательной комиссии области Л*** Е.И. (от КПРФ), просмотреть поданные при выдвижении областного списка документы. Отдельные недостатки могли быть устранены избирательным объединением со слов кандидатов (общая площадь земельного участка, квартиры, адрес банка).

 

Показания свидетеля Л*** Е.И. не содержат в себе никакой доказательственной базы для признания оспариваемых постановлений незаконными.

 

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения поданного избирательным объединением заявления не имеется.

 

Руководствуясь статьями 194, 199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Заявление избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконными и отмене постановлений Избирательной комиссии Ульяновской области от 16 июля 2013 года №№ 34/359-5, 34/360-5, 34/361-5, 34/364-5, 34/365-5, 34/366-5 об исключении из заверенного областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области пятого созыва Рябова Алексея Анатольевича, Ефимова Ивана Александровича, Пензякова Владимира Михайловича, Иванова Андрея Владимировича, Логинова Романа Владимировича, Лямина Николая Сергеевича  и обязании зарегистрировать их кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области пятого созыва – оставить без удовлетворения.

 

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционных жалоб и апелляционного представления в Верховный Суд Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение 5 дней со дня принятия решения.

 

Судья:                                                Королёва А.В.