Судебный акт
О признании незаконным градостроительного плана и действий по выдаче разрешения на строительство
Документ от 20.11.2018, опубликован на сайте 05.12.2018 под номером 77369, 2-я гражданская, об оспаривании действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                                   Дело № 33а-4902/2018

 

А  П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 20 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Калашниковой Е.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью «Магма Симбирск», администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

административные требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска, поданного в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным градостроительный план земельного участка от 25.08.2014 № RU 73304000-741.

Признать незаконными действия администрации  города Ульяновска по  выдаче разрешения на строительство от 03.05.2018 года № 73-73-294-2018 и отменить разрешение  на строительство  от 03.05.2018 года  № 73-73-294-2018.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Бошковой Т.В., представителя ООО «Магма Симбирск» Овчинникова А.И., поддержавших оводы апелляционных жалоб, прокурора Данилова Е.В., не согласившегося с доводами апелляционных жалоб, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц  к администрации города Ульяновска о признании незаконным градостроительного плана и действий по выдаче ООО «Магма Симбирск» разрешения на строительство  многоквартирного дома по  пер.Федерации в г.Ульяновске.

В обоснование требований прокурор указал, что ООО «Магма Симбирск» на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 2955 кв.м с кадастровым номером *** по адресу: ***.

С целью использования данного земельного участка для строительства ООО «Магма Симбирск» 23.04.2018 обратилось в администрацию города Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, приложив к заявлению правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка от 25.08.2014 № RU73304000-741, технические условия на подключение объекта к инженерным коммуникациям, проектную документацию объекта, положительное заключение негосударственной экспертизы, выполненное ООО «ПромМашТест».

В ходе прокурорской проверки установлено, что сведения, содержащиеся в градостроительном плане земельного участка, не соответствуют действительности.

В разделе 2.2.4 градостроительного плана земельного участка указано, что в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на территории особо охраняемой природной территории регионального значения.

Однако согласно Генеральному плану города Ульяновска названный земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования.

Неверное указание в градостроительном плане территории, на котором расположен земельный участок, послужило основанием для выдачи 03.05.2018 застройщику разрешения на строительство жилого дома, в нарушение требований ч.11, ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Неправомерные действия администрации города Ульяновска нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение публичных интересов, свободный доступ граждан к местам и зонам общего пользования, в том числе зеленым зонам, природным объектам, предназначенным для удовлетворения общих интересов населения.

Просил суд признать незаконными градостроительный план земельного участка от 25.08.2014 № RU73304000-741, действия администрации города Ульяновска по выдаче разрешения на строительство от 03.05.2018 № 73-73-294-2018 и отменить указанное разрешение на строительство.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области,  Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области, ООО «Магма Симбирск».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Магма Симбирск» просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Указывает, что, приобретая земельный участок для строительства многоквартирного жилого дома, ООО «Магма Симбирск» действовало в рамках обычной хозяйственной деятельности. Застройщик действовал добросовестно, проявил должную осмотрительность, привлекая нотариуса для проверки продавца и объекта покупки. Выполнив все требования действующего законодательства, получив разрешение на строительство многоквартирного жилого дома, ООО «Магма Симбирск» начало строительные работы на собственном земельном участке.

В процессе подготовки строительной площадки была произведена оценка зеленых насаждений, которой установлено отсутствие на земельном участке зеленых насаждений общего пользования. Имелось только 150 кв.м поросли клена и вяза. В связи с чем, вывод суда о том, что разрешение на вырубку поросли, засоряющей земельный участок, нарушает закон, противоречит нормам материального права.

Обращает внимание на то, что Генеральный план города Ульяновска, являясь документом территориального планирования, определяет стратегию градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности исходя из планов развития территории  в целом и принимает во внимание  совокупность социальных, экономических, экологических и иных факторов, а правила землепользования и застройки создают условия для планировки территории муниципальных образований и обеспечивают права и законные интересы физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создают условия привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов строительства.

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» застраиваемый земельный участок с кадастровым номером  *** находится в зоне Ж-6 — зона смешанной жилой застройки.

Кроме того, по проекту планировки территории на земельном участке нет красных линий, устанавливающих места общего пользования.

Судом не были исследованы карты зонирования, являющиеся неотъемлемой частью Генерального плана.

Действия администрации города Ульяновска по выдаче разрешения на строительство считает законными и не нарушающими действующее законодательство.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска также просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска прокурора.

Указывает, что оспариваемый градостроительный план земельного участка соответствует установленным требованиям, отказать в выдаче градостроительного плана администрация города Ульяновска была не вправе. Градостроительный план содержит техническую ошибку в указании принадлежности земельного участка к функциональной территории.

Считает несостоятельным вывод о том, что оспариваемое разрешение на строительство нарушает права граждан на доступ к местам общего пользования. Прокурором не учтено, что с 2013 года земельный участок был предоставлен в собственность за плату под объектом недвижимого имущества, то есть не являлся местом общего пользования.

ООО «Магма Симбирск» как собственник земельного участка, вправе осуществить на нем строительство объекта капитального строительства.

Прокурор в силу предоставленных ему полномочий осуществляет постоянный контроль за деятельностью администрации города Ульяновска, в том числе за законностью принимаемых ею решений. Градостроительный план земельного участка был выдан 25.08.2014, а административное заявление от прокурора поступило только 19.06.2018, что свидетельствует о пропуске прокурором срока для обжалования градостроительного плана.

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Магма Симбирск» прокурор Ленинского района города Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционную жалобу судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого по делу решения.

Как установлено судом, ООО «Магма Симбирск» является собственником земельного участка площадью 2955 кв.м, кадастровый номер *** по адресу: г. Ульяновск, пер.Федерации.

Земельный участок приобретен ООО «Магма Симбирск» у ООО «Альфа» на основании договора купли-продажи от 03.02.2017. Ранее, до 14.12.2016, собственником земельного участка являлось ООО «Домострой».

23.04.2018 ООО «Магма Симбирск» обратилось в администрацию города Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома.

К указанному заявлению ООО «Магма Симбирск» были приложены правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка от 25.08.2014 № RU73304000-741, технические условия на подключение объекта к инженерным коммуникациям, проектная документация объекта, положительное заключение негосударственной экспертизы, выполненное ООО «ПромМашТест».

Как установлено судом, представленный заявителем градостроительный план земельного участка содержал недостоверную информацию о разрешенном использовании земельного участка. Данное обстоятельство не оспаривается административным ответчиком.

В разделе 2.1 градостроительного плана земельного участка указано, что земельный участок находится в зоне Ж6 - зона смешанной застройки.

В пункте 2.2.4 градостроительного плана земельного участка указано, что в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен в особо охраняемой природной территории регионального значения.

Однако согласно представленной администрацией города Ульяновска выкопировке из Генерального плана города Ульяновска земельный участок с кадастровым номером *** расположен на территории зеленых насаждений общего пользования.

В соответствии со ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Градостроительный план земельного участка является документом, в котором отражена вся имеющаяся информация о земельном участке, в том числе: о границах участка и зоне планируемого размещения объекта; об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом; об ограничениях использования земельного участка и т. д.

Установив, что содержащаяся в градостроительном плане информация о допустимой зоне строительства планируемого застройщиком объекта недвижимости не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, суд пришел к правильному выводу о незаконности данного градостроительного плана.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности действий администрации города Ульяновска по выдаче ООО «Магма Симбирск» разрешения на строительство от 03.05.2018 № 73-73-294-2018, поскольку имелись установленные законом препятствия для выдачи такого разрешения.

Согласно ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Как определено в статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

При этом из системного толкования норм ч.3 ст.9, ч.9 и ч.10 ст.31, п.2 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует принцип первичности генерального плана поселения, городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Таким образом, установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Согласно ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным кодексом.

При этом в силу ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации  орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, отказывает в выдаче соответствующего разрешения при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 кодекса или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Как установлено судом, спорный земельный участок согласно Генеральному плану расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования (Р2), которая выделена для сохранения и обустройства озелененных пространств, при их активном использовании с возможностью строго ограниченного строительства объектов капитального строительства.

При таких обстоятельствах нахождение земельного участка в указанной зоне служит препятствием к выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на данном земельном участке.

То обстоятельство, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» земельный участок с кадастровым номером *** относится к зоне Ж6 - зоне смешанной жилой застройки, не опровергает выводы суда первой инстанции.

Правила землепользования и застройки должны соответствовать Генеральному плану как основополагающему документу территориального планирования.

Отнесение земельного участка к разным территориальным зонам противоречит  принципу принадлежности земельного участка только к одной зоне, определенному статьями 9, 31, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

Довод администрации города Ульяновска в апелляционной жалобе о пропуске прокурором срока на обжалование градостроительного плана земельного участка был предметом рассмотрения суда и в решении ему дана надлежащая оценка. Суд, оценив обстоятельства, послужившие основанием для проведения прокуратурой проверки деятельности администрации города Ульяновска по выдаче разрешения на строительство, пришел  к правильному выводу о том, что срок на обращение с настоящим административным иском прокурором не пропущен.

Изложенные в апелляционных жалобах доводы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Решение суда основано на полной и объективной оценке исследованных доказательств, надлежащем применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения, судом не допущено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы ООО «Магма Симбирск», администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: