Судебный акт
Оспаривание действий администрации - генеральный план
Документ от 13.08.2019, опубликован на сайте 04.09.2019 под номером 82616, 2-я гражданская, о признании незаконными бездействий по не внесению изменений в генеральный план, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Шлейкин М.И.                                                       Дело № 33а-3251/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                          13 августа 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Зуевой Н.В., Пулькиной Н.А.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе                 Румянцева Сергея Анатольевича на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 29 апреля 2019 года, по которому постановлено:

 

Административный иск Румянцева Сергея Анатольевича к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании бездействий по невнесению изменений в генеральный план незаконными оставить без удовлетворения в полном объёме.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя Румянцева С.А. – Карпеевой В.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Румянцев С.А. обратился в суд с административным иском к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия.

Требования мотивировал тем, что является собственником земельного участка площадью 168 601 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Данный земельный участок расположен в границах с. Шиловка, которое в свою очередь входит в состав МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

01.09.2017 он обратился с заявлением в администрацию МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области с заявлением о внесении изменений в генеральный план муниципального образования в связи с тем, что принадлежащий ему земельный участок находится в нескольких территориальных зонах. Он просил установить в отношении принадлежащего ему земельного участка территориальную зону  Ж-3- зона дальнейшего развития жилой застройки. Кроме того, он просил внести изменения в Схему генерального плана в части местоположения скотомогильника, расположенного в с. Шиловка.  Указанное заявление было передано в администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области для рассмотрения по существу.

На данное обращение он получил ответ от главы администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, в котором сообщалось о том, что его требования будут удовлетворены  при последующих работах, проведение которых планируется Администрацией МО «Сенгилеевский район» в 2018 году. Однако до настоящего времени никаких действий в отношении его требований не произведено.

В связи с  этим истец просил признать незаконным бездействие администрации МО «Сенгилеевский район», выразившееся в неудовлетворении его требований. Обязать администрацию МО «Сенгилеевский район» устранить в полном объеме допущенное нарушение путем внесения изменений в генеральный план МО «Тушнинское сельское поселение», утвержденный решением Совета депутатов МО «Тушнинское сельское поселение» № 128 от 26.08.2011, в части установления в отношении принадлежащего ему земельного участка территориальной зоны Ж-3, внести изменения в Схему генерального плана в части местоположения скотомогильника, расположенного в с. Шиловка.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Румянцев С.А.  просит об отмене решения суда. Не согласен с вводом суда о том, что администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку изменения в генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления. Указывает на то, что подготовка проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план принимается Главой местной администрации.

Бездействие главы администрации МО «Сенгилеевский район» выразилось в том, что на основании его заявления не было принято решение о подготовке проекта генерального плана, о подготовке предложения о внесении изменений в генеральный план. 

Указывает на то, что нахождение принадлежащего ему земельного участка в разных территориальных зонах противоречит нормам действующего законодательства.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области не соглашается с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание участники процесса, за исключением представителя истца, не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Румянцев С.А.  является собственником земельного участка площадью 168 601 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Данный земельный участок расположен в границах с. Шиловка, которое в свою очередь входит в состав МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

01.09.2017 г истец обратился с заявлением в администрацию МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области с заявлением о внесении изменений в генеральный план муниципального образования.

Указывал на то, что принадлежащий ему земельный участок находится в разных территориальных зонах. В связи с этим просил установить в отношении его земельного участка одну территориальную зону, а именно зону дальнейшего развития жилой застройки (Ж-3).

Также в заявлении истец просил изменить местоположение скотомогильника, поскольку на схеме генерального плана в с. Шиловка обозначено два скотомогильника, а согласно сведениям из Департамента ветеринарии Ульяновской области на территории с. Шиловка расположен только один скотомогильник, который расположен в 1,2 км. северо – западнее села и находится в пользовании ООО «Шиловское».

Указанное заявление было передано в администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области.

Из ответа  главы администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области следует, что его заявление будет учтено в 2018 году  при корректуре пояснительной записки и картографических материалов, входящих в состав Правил землепользования и застройки МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований является генеральные планы поселений.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского поселения.

Как следует из частей 3 и 4 ст. 14 названного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки не относится. Эти вопросы на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Таким образом, названые нормы наделяет органы местного самоуправления муниципального района полномочиями не только на принятие нового генерального плана и правил землепользования и застройки поселения, но и на внесение изменений в ранее принятые органами местного самоуправления поселения генеральный план и правила землепользования и застройки поселения.

Порядок утверждения генерального плана поселения и внесение в него изменений установлены статьями 24 и 25 ГрК РФ.

Согласно части 1, 2 ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Статьи 24 и 25 ГрК РФ предусматривают ряд последовательных процедур, к которым относятся принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений; обязательное согласование проекта в соответствии со статьей 25 названного кодекса; обязательное рассмотрение проекта на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 этого же кодекса; принятие решения представительным органом местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (статья 24 ГрК РФ).

Следовательно, глава администрации муниципального района уполномочен только на принятие решений о подготовке проекта генерального плана (о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений), а не на внесение изменений в генеральный план.

Соответствующие изменения в генеральный план  могут быть внесены только представительным органом местного самоуправления.

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Вместе с тем из данной нормы права не следует, что по заявлению любого заинтересованного лица глава местной администрации обязан принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план поселения.

С учетом положения ч. 15 ст. 24 ГрК РФ истец вправе оспорить генеральный план МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области в судебном порядке в случае нарушения его прав и законных интересов.

Кроме того, истец просит внести изменения в генеральный план сельского поселения, установив в отношении принадлежащего ему земельного участка территориальную зону Ж-3. Вместе с тем территориальное зонирование устанавливается Правилами землепользования и застройки, а не генеральным планом поселения.

Генеральный план городского поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту функциональных зон городского поселения и утверждается на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон.

Согласно пункту 7 статьи 1 ГрК РФ территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).

Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Таким образом, Генеральный план является первичным документом по отношению к Правилам землепользования и застройки муниципального образования. При этом правила землепользования и  застройки конкретизируют положения генерального плана.

Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлен ст. 33 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки направляются в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки.

При этом, физические или юридические лица могут направлять такие предложения только в инициативном порядке либо в случае, если земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение 30 дней со дня поступления предложения осуществляет подготовку заключения о рекомендации внесения изменения или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения и направляет это заключение главе местной администрации (ч. 4 ст. 33 ГрК РФ).

С учетом заключения комиссии глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в Правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении и направляет копию такого решения заявителю (ч. 5 ст. 33 ГрК РФ).

В данном случае истец не обращался в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования  застройки сельского поселения. В связи с этим судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что  ответом Главы администрации МО «Сенгилеевский район» его права нарушены не были. 

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 29 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Румянцева Сергея Анатольевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: