Судебный акт
Об оспаривании заключения межведомственной комиссии
Документ от 29.09.2020, опубликован на сайте 06.10.2020 под номером 90179, 2-я гражданская, о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, об обязании принять решение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Романова М.А.                                                                Дело № 33а-3316/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                 29 сентября 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А.,  Камаловой Е.Я.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 29 мая 2020 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 августа 2020 года, по делу №2а-1659/2020, по которому постановлено:

административное исковое заявление прокурора Засвияжского района                        г.Ульяновска в защиту интересов в защиту интересов Михайлова Павла Валерьевича удовлетворить.

Признать заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом  №22 от 25.04.2019 г. в отношении  многоквартирного дома *** -  незаконным.

Обязать межведомственную комиссию  г.Ульяновска принять решение, предусмотренное пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового домика жилым домом и жилого дома садовым домом,  утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. за № 47.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в защиту прав Михайлова П.В.,  обратился в суд  с административным иском к администрации               города Ульяновска о признании заключения межведомственной комиссии незаконным.

В обоснование своих требований указал, что  административное исковое заявление предъявлено в защиту прав Михайлова П.В., ***., ребенка-инвалида, являющегося собственником жилого помещения многоквартирного жилого дома ***. Проведенной прокуратурой района проверкой  соблюдения законности в деятельности межведомственной комиссии, образованной постановлением администрации города Ульяновска от 09.01.2019 №2, выявлены нарушения жилищного законодательства при принятии решения об оценке соответствия многоквартирного дома *** требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (далее - Положение).

Согласно заключению Департамента жилищной политики и регионального жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 29.03.2019 многоквартирный дом №*** непригоден для проживания ввиду многочисленных повреждений, разрушений и ветхости. Аварийное, непригодное для проживания состояние жилого дома подтверждается и заявлениями жильцов, поступившими в прокуратуру района. 

Однако межведомственная комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома *** аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.

Просил признать заключение межведомственной комиссии от 25.04.2019 №22 незаконным; обязать администрацию города Ульяновска принять решение, предусмотренное п.47 Положения.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена межведомственная комиссия г.Ульяновска, в качестве заинтересованных лиц привлечены Чувашлова Л.И., Соловьева Г.Н.,            Михайлова Е.В., Набоко П.Г., Набоко С.В.,  Михайлова В.В., Глунцова Т.М., Глунцов М.М., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних  Глунцовой П.М., Глунцова Ю.М.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в случае решения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требуется заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.  Вышеуказанное заключение межведомственная комиссия в соответствии с пунктом 45 (2) Положения по межведомственному электронному взаимодействию запросить не вправе. Отмечает, что Департамент жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области не является специализированной организацией, которая может проводить обследование многоквартирного дома. Утверждает, что решение межведомственной комиссии вынесено в соответствии с Положением.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска просит оставить решение суда без изменения.

В заседание суда администрация города Ульяновска, Чувашлова Л.И., Соловьева Г.Н., Михайлова Е.В., Набоко П.Г., Набоко С.В., Михайлова В.В., Глунцова Т.М., Глунцов М.М., не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 42 Положения, оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Согласно пункту 33 указанного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).

На основании пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Михайлов П.В., *** года рождения, ребенок-инвалид, является сособственником (доля в праве ***) жилого помещения, расположенного по адресу: ***

В реестре муниципального имущества числится квартира №2 в доме 18 по ул.Лихачева в г. Ульяновске.

Жильцы многоквартирного дома *** 20.03.2019, в том числе  Набоко С.В. – мать Михайлова П.В., обратились в Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области  с заявлением о  проведении проверки  состояния многоквартирного дома *** и  внести заключение о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на рассмотрение межведомственной комиссии органа местного самоуправления (муниципального образования «город Ульяновск»).

Консультантом отдела надзора и лицензионного контроля за содержанием, использованием  жилищного фонда Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области    Шакмаковой М.А. 29.03.2019 был составлен акт обследования  жилого дома №18 по ул. Лихачева  в г.Ульяновске, которым установлено: наличие многочисленных трещин, коробление досок, частичное разрушение, ослабление крепления деревянных элементов (досок) кровли, наличие следов протечки на шифере, досках стропильной системы на кровле дома; частичное разрушение окрасочного слоя на фасаде дома; значительное разрушение отмостки по всему периметру дома; наличие разрушения цоколя по всему периметру дома; значительный износ металлического покрытия кровли, частичное разрушение элементов кровли: конька, карнизных свесов, сквозные дыры, загнивание досок на чердаке (строительных ног, обрешетки); проседание, разрушение лестничных маршей (просадки, зыбкость, прогибы) в подъездах дома; уклон, зыбкость, разрушение половых досок в местах общего пользования многоквартирного жилого дома; ненадлежащее содержание оконных блоков на лестничной клетке (неплотности по периметру оконных коробок, разрушение окрасочного слоя, ветхость, загнивание, отсутствие остекления); ненадлежащее содержание дверных коробок входной группы в подъезд (неплотности по периметру дверных коробок, разрушение окрасочного слоя,  ветхость, загнивание).

Заключение,  утвержденное директором  Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области,     содержит просьбу  рассмотреть данное заключение и принять соответствующее решение по признанию жилого помещения многоквартирного дома непригодным (пригодным) для проживания.

Заключением межведомственной комиссии №22 от 25.04.2019,  состав которой  утвержден постановлением администрации г. Ульяновска от 09.01.2019   №2, по результатам рассмотрения документов: заключения о признании  многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по адресу***,  выполненного Департаментом  жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства  промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 29.03.2019;  акта обследования  жилого дома ***, составленным Департаментом  от 29.03.2019; принято решение об отсутствии оснований  для признания многоквартирного жилого дома ***  аварийным и подлежащим сносу или  реконструкции в соответствии с пунктом 47  Положения.

Жители многоквартирного дома ***, в том числе Набоко С.В. – мать Михайлова П.В., 09.01.2020 обратились в прокуратуру Засвияжского района г. Ульяновска с просьбой оспорить  решение по их дому.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии акта обследования жилого дома ***, составленного Департаментом  жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства  промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 29.03.2019,  заключения о признании  жилых помещений непригодными для проживания по адресу***,  выполненного Департаментом  жилищной политики и регионального надзора Министерства  промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 29.03.2019,   усматривается необходимость применения межведомственной комиссией пункта 47 Положения, согласно которому в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Более того, администрация города является сособственником данного многоквартирного дома, в реестре муниципального имущества числится квартира №2 этого дома.

Поскольку межведомственной комиссией не  принимались решения о проведении дополнительного обследования жилых помещений с привлечением экспертов и специалистов, обследование конструкций многоквартирного дома №18 по улице Лихачева   в г.Ульяновске не проводилось,  оспариваемое  заключение межведомственной комиссии  не мотивировано,  оценка  акта обследования,  заключения Департамента  жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства  промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области комиссией не производилась,  заседание состоялось без приглашения экспертов, то суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствует требованиям закона, поскольку не соблюдена процедура проведения оценки соответствия многоквартирного дома установленным в Положении требованиям.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Выводы суда подробно мотивированы в оспариваемом решении, основаны на объективной оценке доказательств в их совокупности и правильном применении норм материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения.

Доводы, приведенные  в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 29 мая 2020 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 августа 2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий:                                   

 

Судьи: