Судебный акт
Отказ в назначении досрочной страховой пенсии
Документ от 06.10.2020, опубликован на сайте 14.10.2020 под номером 90292, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, и понуждении к назначению пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Евдокимова И.В.                                                     Дело № 33-3651/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      6 октября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1436/2020 по апелляционной жалобе Шакурова Гакиля Хасановича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 14 июля 2020 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 31 августа 2020 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении уточненных исковых требований Шакурова Гакиля Хасановича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации  в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонному) о включении периодов  работы в специальный  стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, понуждении к назначению досрочной страховой  пенсии,  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Шакурова Г.Х., его представителя – Виноградова А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шакуров Г.Х. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в г.Димитровграде, пенсионный орган) о включении периодов  работы в специальный  стаж, назначении досрочной страховой  пенсии по старости. В обоснование иска указал, что он осуществляет трудовую деятельность более 25 лет на педагогических должностях. 29.11.2019 он обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде с заявлением о назначении  страховой пенсии по старости досрочно. Решением пенсионного органа от 10.03.2020 в назначении досрочной страховой пенсии ему отказано, с чем он не согласен. В его страховой стаж не были засчитаны периоды: с 01.09.1978  по 20.04.1979; с 23.04.1981  по 29.12.1982 - обучения в Ульяновском областном культурно-просветительном училище; с 10.06.1985 по 01.08.1996 – работы в должности музыкального работника в *** на 0,5 ставки; с 09.01.2014  по 27.11.2019 - работы в должности педагога дополнительного образования в ***; с 19.01.1983  по 30.12.2005 – работы в должности художественного руководителя ***; с 01.12.2016 по 31.08.2017 – работы в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «***» на 0,5 ставки. Поскольку он осуществлял трудовую деятельность с 10.06.1985 по 01.08.1996 в должности музыкального работника в *** на 0,5 ставки до 01.09.2000, данный период подлежит включению в его специальный педагогический стаж. Полагает, что у ответчика отсутствовали какие-либо законные основания для отказа во включении в специальный стаж периода его работы с  09.01.2014 по 27.11.2019. С учетом уточнения требований просил признать решение ГУ – УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области от 10.03.2020 об отказе в назначении пенсии по старости досрочно незаконным; обязать ответчика включить в педагогический стаж периоды трудовой деятельности:  с 01.10.1993 по 01.08.1996 – в должности музыкального работника *** на 0,5 ставки; с 09.01.2014 по 27.11.2019 –  в должности педагога дополнительного образования в ***; обязать ответчика  назначить ему  страховую пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением  не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей с 29.11.2019.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе  Шакуров Г.Х. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что его работа в должности педагога дополнительного образования в *** подлежит зачету в специальный стаж, поскольку данная школа помимо основной общеобразовательной деятельности оказывает услуги по дополнительному образованию. В отношении периода работы в качестве музыкального работника *** с 01.10.1993 по 01.08.1996 полагает, что поскольку в специальный стаж была засчитана часть периода – до 01.10.1993, то оставшаяся часть также подлежит зачету в стаж педагогической деятельности.

В возражениях на жалобу ГУ - УПФ РФ в г. Димитровграде  Ульяновской области (межрайонное) просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.11.2019 Шакуров Г.Х., 26.02.1961 года рождения, обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности с учреждениях для детей по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Решением ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде от 10.03.2020, принятым во изменение решения от 06.02.2020, Шакурову Г.Х. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.

Этим же решением пенсионный орган определил, что на дату обращения (29.11.2019) у Шакурова Г.Х. имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, составляет 20 лет 1 месяц 8 дней.

В специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, пенсионным органом не были засчитаны ряд периодов, в том числе работы:

с 01.10.1993 по 01.08.1996 – в должности музыкального работника в *** на 0,5 ставки, в связи с тем, что истцом не выполнена норма рабочего времени;

с 09.01.2014 по 27.11.2019 – в должности педагога дополнительного образования в ***», так как указанная должность предусмотрена пунктом 2 «Наименование должностей», а учреждение – пунктом 1 «Наименование учреждений» соответствующего Списка от 29.10.2002 № 781.

Решением ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде от 06.05.2020, принятым во изменение решения от 06.02.2020, Шакурову Г.Х. вновь отказано в зачете в специальный стаж указанных выше периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1  ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.

При этом указанным решением от 06.05.2020 специальный стаж истца на дату обращения (29.11.2019) определен продолжительностью 19 лет 4 месяца 24 дня.

Полагая незаконным отказ во включении в специальный стаж указанных выше периодов работы, а также в назначении досрочной страховой пенсии по старости, Шакуров Г.Х. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.

Частью 1.1. ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 данной статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к данному Федеральному закону.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

Подпунктом «м» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999  включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для включения в специальный стаж Шакурова Г.Х. периода его работы в должности музыкального работника  в *** на 0,5 ставки с 01.10.1993 по 01.08.1996.

Материалами дела подтверждено, что Шакуров Г.Х. в период с 10.06.1985 по 01.08.1996 работал в должности музыкального работника в *** на 0,5 ставки.

В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959, были предусмотрены должности заведующего, руководителя-воспитателя, воспитателя в детских садах и объединенных ясли-садах.

Период работы Шакурова Г.Х. с 10.06.1985 по 30.09.1993 засчитан ответчиком в специальный стаж истца в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала.

В то же время пунктом 3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», но с 01.10.1993 указанный пункт признан утратившим силу.

Затем, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 данного Постановления.

Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Таким образом, в период с 01.10.1993 по 01.11.1999 законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Поскольку в период с 01.10.1993 по 01.08.1996 Шакуров Г.Х. занимал должность музыкального работника на 0,5 ставки, то есть норма рабочего времени им не выполнялась, основания для включения в специальный стаж спорного периода работы отсутствуют.

Правильным является и решение суда в части отказа во включении в специальный стаж периода работы Шакурова Г.Х. с 09.01.2014 по 27.11.2019 в должности педагога дополнительного образования в ***.

Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

В п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

МОУ *** относится к числу общеобразовательных учреждений – школы всех наименований, которые указаны в п. 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002, а занимаемая истцом  должность – педагог дополнительного образования, в пункте 2 раздела «Наименование должностей» того же Списка.

При таких обстоятельствах предусмотренные законом основания для включения  в специальный стаж истца спорных периодов работы, а также для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с 29.11.2019 отсутствуют.

 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 14 июля 2020 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 31 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – Шакурова Гакиля Хасановича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи