Судебный акт
Отказ в предоставлении мер социальной поддержки
Документ от 22.12.2020, опубликован на сайте 28.12.2020 под номером 91643, 2-я гражданская, об обязывании выдачи гос.сертификата на именной капитал Семья, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гельвер Е.В.                                                           Дело № 33-4785/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    22 декабря 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Туктаровой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1-341/2020 по апелляционной жалобе Тырон Лилии Валериевны на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 2 октября 2020 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Тырон Лилии Валериевны к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области  о возложении обязанности выдать государственный сертификат  на именной капитал «Семья  оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Тырон Л.В.  обратилась в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности выдать государственный сертификат  на именной капитал «Семья».  В обосновании иска указала, что  она имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей - Т*** К*** А***, *** года рождения, Т*** Д*** А***, *** года рождения, Т*** М*** А***, *** года рождения. В связи с рождением третьего ребёнка - М***, у нее возникли основания для получения государственного сертификата на именной капитал «Семья» в размере 100 000 руб. в соответствии с Законом Ульяновской области от 5 февраля 2008 года 24-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», для чего она обратилась с соответствующим заявлением в Министерство здравоохранения,  семьи и социального благополучия Ульяновской области. Уведомлением от 10 августа 2018 года указанное Министерство отказало ей в получении сертификата по причине отсутствия на дату рождения третьего ребёнка гражданства Российской Федерации и статуса лица, постоянно проживающего на территории Ульяновской области. 12 марта 2019 года она обратилась во вновь созданное Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с аналогичным заявлением и необходимыми документами. Ей вновь было отказано в выдаче спорного сертификата. Основанием для отказа в выдаче сертификата в обоих случаях послужила ее регистрация по месту жительства с 26 апреля 2018 года, однако на момент рождения третьего ребенка она проживала на территории Ульяновской области более трех лет. Просила суд обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области выдать  ей  государственный сертификат на именной капитал «Семья» в размере 100 000 руб. в связи с рождением третьего ребёнка.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Тырон Л.В. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что она приобрела гражданство Российской Федерации 27 марта 2018 года, в связи с чем отказ от 10 августа 2018 года в выдаче сертификата по причине отсутствия гражданства на дату рождения третьего ребенка (5 апреля 2018 года) является незаконным. Обращает внимание, что на дату первого обращения с заявлением о выдаче сертификата необходимый срок проживания на территории Ульяновской области составлял один год, и только потом был увеличен до трех лет. Полагает, что в отношении нее должен учитываться ранее установленный срок проживания в один год.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени  и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Тырон Л.В. с 3 августа 2006 года состоит в зарегистрированном браке с Т*** А.

От брака супруги Тырон имеют троих несовершеннолетних детей: Т*** К***, *** года рождения, Т*** Д***, *** года рождения, Т*** М***, *** года рождения.

*** апреля 2018 года истцу Тырон Л.В. выдан паспорт гражданина Российской Федерации.

С *** апреля 2018 года Тырон Л.В. зарегистрирована по адресу: У*** о***, И*** р***, с. А***, ул. К***, д. ***.

После рождения третьего ребенка Тырон Л.В. в 2018 году обратилась в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на именной капитал «Семья» в соответствии с Законом Ульяновской области от 5 февраля 2008 года № 24-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».

Уведомлением от 19 августа 2018 года Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области поставило истца в известность об отказе в выдаче государственного сертификата на именной капитал «Семья» в связи с тем, что данный капитал предоставляется гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Ульяновской области; на момент рождения третьего ребенка истец не была зарегистрирована на территории Ульяновской области и не являлась гражданином Российской Федерации.

12 марта 2019 года с аналогичным заявлением Тырон Л.В. обратилась в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, в чьем ведении с 2019 года стали находиться вопросы выдачи государственного сертификата на именной капитал «Семья».

Письмом от 29 марта 2019 года Министерство вновь отказало истцу в выдаче спорного сертификата, указав, что для получения такого сертификата в соответствии с Законом Ульяновской области от 5 февраля 2008 года № 24-ЗО истцу необходимо подтвердить факт проживания на территории Ульяновской области более трех лет на момент рождения третьего ребенка.

Полагая, что имеет право на получение государственного сертификата на именной капитал «Семья», Тырон Л.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии  с п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Ульяновской области от 5 февраля 2008 года № 24-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон Ульяновской области № 24-ЗО) право на дополнительные меры социальной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, возникает у граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Ульяновской области не менее 3 лет непосредственно перед рождением (усыновлением) ребенка (детей), рождение (усыновление) которого (которых) является основанием возникновения права на дополнительные меры социальной поддержки, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка и (или) последующих детей, начиная с 1 июля 2011 года.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Ульяновской области № 24-ЗО лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 2 данного Закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 2 данного Закона, вправе обратиться в уполномоченный орган за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры социальной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Уполномоченный орган не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления (ч. 5 ст. 4).

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 4 Закона Ульяновской области № 24-ЗО основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие права на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом.

Статья 5 Закона Ульяновской области № 24-ЗО устанавливает размеры именного капитала «Семья».

Так, согласно указанной норме именной капитал «Семья» на третьего и каждого последующего ребенка установлен в размере 100 000 рублей.

Статьей 10 Закона Ульяновской области № 24-ЗО определено, что данный Закон вступает в силу с 1 июля 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2026 года.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, исходя из приведенных выше положений Закона Ульяновской области, у истца не возникло право на получении спорной меры социальной поддержки в связи с рождением 5 апреля 2018 года третьего ребенка – сына Матфея, поскольку на дату рождения последнего истец проживала на территории Ульяновской области в статусе гражданина Российской Федерации менее трех лет.

Утверждения в жалобе о том, что в отношении истца должны быть применены ранее установленные Законом Ульяновской области № 24-ЗО сроки проживания, не менее одного года, несостоятельны.

Частью 1 ст. 2 Закона Ульяновской области № 24-ЗО (в редакции Закона Ульяновской области от 29 октября 2012 года № 153-ЗО) было предусмотрено право на дополнительные меры социальной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Ульяновской области не менее 1 года непосредственно перед рождением (усыновлением) ребенка (детей), рождение (усыновление) которого (которых) является основанием возникновения права на дополнительные меры социальной поддержки.

Срок проживания для граждан, претендующих на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Ульяновской области № 24-ЗО, был увеличен с одного года до трех лет Законом Ульяновской области от 25 декабря 2017 года № 177-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ульяновской области», которые вступили в силу с 9 января 2018 года, то есть до момента рождения у истца третьего ребенка.

Доводы апелляционной жалобы не основаны на законе и не могут служить поводом для отмены судебного решения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 2 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тырон Лилии Валериевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный суд  Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи