Судебный акт
Об организации холодного водоснабжения
Документ от 22.12.2020, опубликован на сайте 30.12.2020 под номером 91684, 2-я гражданская, о возложении обязанности организовать на территории с. Ждамирово Сурского района холодное водоснабжение, круглосуточно и бесперебойно обеспечивая потребителей и граждан холодной питьевой водой надлежащего качества в срок, не превышающий одного года с момента вступления решения суда в законную силу, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й       О Б Л А С Т Н О Й      С У Д

 

Судья Мельникова О.В.                                                                 Дело № 33-4814/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     22 декабря 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Камаловой Е.Я., Пулькиной Н.А.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 8 октября 2020 года по делу №2-2-203/2020, по которому постановлено:  

Исковые требования и.о. прокурора Сурского района Ульяновской области  удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования   «Сурский район» Ульяновской области, администрацию  муниципального образования «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области  организовать на территории с. Ждамирово Сурского района Ульяновской области холодное водоснабжение, круглосуточно и бесперебойно обеспечивая потребителей и граждан холодной питьевой водой надлежащего качества,  в  срок, не превышающий одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., пояснения  представителя МУ администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области Волхониной Т.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ульяновской области Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным,  судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

И.о. прокурора Сурского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, администрации  муниципального образования «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области о возложении обязанности по организации водоснабжения на территории с. Ждамирово Сурского района, указав, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о водоснабжении  были выявлены нарушения. В с.Ждамирово Сурского района Ульяновской области имеются водопроводные сети протяженностью 15,25 км, которые находятся в нерабочем состоянии на протяжении 26 лет. Централизованная и нецентрализованная системы холодного водоснабжения 121 дома в с.Ждамирово отсутствуют, подвоз воды не осуществляется. В этой связи жители данного населенного пункта лишены возможности пользоваться коммунальной услугой по холодному водоснабжению, что существенным образом нарушает их права в области санитарно-эпидемиологического благополучия. Руководствуясь ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, просил возложить на администрацию муниципального образования «Сурский район» и администрацию муниципального образования «Хмелевское сельское поселение» обязанность организовать на территории с. Ждамирово Сурского района холодное водоснабжение, круглосуточно и бесперебойно обеспечивая потребителей и граждан холодной питьевой водой надлежащего качества, в срок, не превышающий одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Сурский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда в части установленного им срока  исполнения решения.

Считает, что данный срок недостаточен, поскольку субсидии из областного бюджета Ульяновской области по программе «Чистая вода» распределены, перечень мероприятий Сурского района на 2021 год по предоставляемым субсидиям утвержден, и включение ремонта водопровода в с.Ждамирово в данный перечень невозможно. Ссылается на недостаточность средств бюджета, на невозможность организовать с помощью подвоза питьевой воды круглосуточное обеспечение холодным водоснабжением населения. Полномочия по водоснабжению населения с.Ждамирово переданы от администрации МО «Сурский район» к администрации МО «Хмелевское сельское поселение» на основании решения совета депутатов МО «Сурский район» от 14.12.2019 №14/38.

Просит изменить решение суда в части, увеличив срок исполнения решения суда.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя МО «Хмелевское сельское поселение», извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»  (далее- Закона) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с ч. 1, 1.1 ст. 6  Закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 указанной статьи, а именно - организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств - на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

На основании п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

В силу п. 4.3 ч. 1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно подп. 1 п.1.2 ст. 43 Устава муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области администрация Сурского района  организует в границах сельских поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, предоставление  коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенных в приложении № 1.

Данным приложением № 1 к указанным Правилам предусмотрено, что допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно; а при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения  - в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).

В соответствии с п.п. 71, 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением N 1, не менее 10 дм. куб. в сутки на одного человека.

Судом установлено, что с. Ждамирово территориально расположено в Сурском районе Ульяновской области.

В  результате  проверки, проведенной прокуратурой Сурского района,  выявлен факт нарушения  прав жителей  с. Ждамирово Сурского района в сфере  холодного водоснабжения. В с. Ждамирово Сурского района Ульяновской области имеются водопроводные сети протяженностью 15,25 км, которые находятся в нерабочем состоянии на протяжении 26 лет. Централизованная и нецентрализованная системы холодного водоснабжения 121 дома в с. Ждамирово отсутствуют, подвоз воды не осуществляется.

Из соглашения между администрацией МО «Сурский район» и администрацией МО «Хмелевское сельское поселение» Сурского района о передаче осуществления части полномочий от 16 декабря 2019 года следует, что предметом соглашения явилась передача поселению полномочий района -  организация в границах поселения водоснабжения населения поселения, снабжения населения баллонным газом (пункт 1.2). Контроль за исполнением передаваемых полномочий осуществляет  администрация  района.   Район обязан передать поселению финансовые средства (межбюджетные трансферты) на реализацию полномочий (п. 2.1, п. 3.1.1). 

Установив отсутствие холодного водоснабжения  в  с.Ждамирово Сурского района, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, суд обоснованно возложил  на администрацию МО «Хмелевское сельское поселение», администрацию МО «Сурский район» Ульяновской области  обязанность по организации  на территории с.Ждамирово Сурского района Ульяновской области холодного водоснабжения, круглосуточного и бесперебойного  обеспечения населения холодной питьевой водой надлежащего качества.

С выводами суда соглашается и суд апелляционной инстанции, поскольку они достаточно мотивированы, основаны на нормах материального права, приведенных в судебном постановлении.

Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости увеличения установленного  судом  срока   для организации холодного водоснабжения не могут быть приняты во внимание.

Устанавливая для ответчиков  годичный срок для  исполнения вышеуказанной обязанности, суд исходил из баланса интересов как неопределенного круга лиц, населения с.Ждамирово, которое лишено возможности соблюдать правила личной гигиены, поддерживать жилое помещение в надлежащем санитарном состоянии, использовать воду для удовлетворения иных бытовых потребностей, так и необходимости времени для проведения определенного круга работ и соответствующих финансовых затрат.

Судебная коллегия полагает  установленный  судом  срок разумным и  достаточным.

Кроме того,  вопросы, возникающие  при исполнении вступивших в законную силу судебных постановлений, в том числе о предоставлении отсрочки исполнения, разрешаются в порядке, предусмотренном ФЗ РФ «Об исполнительном производстве».

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 8 октября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции  по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через районный суд.

 

Председательствующий

 

Судьи: