Судебный акт
Об оспаривании отказа в изменении разрешенного вида пользования земельного участка
Документ от 22.12.2020, опубликован на сайте 30.12.2020 под номером 91785, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Сизов И.А.                                                                   Дело № 33а-4846/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                           22 декабря 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 августа 2020 года, с учетом определений того же суда об исправлении описок от 12 октября 2020 года и от 2 ноября 2020 года, по делу №2а-3304/2020, по которому постановлено:

 

административный иск Евсеева Юрия Владимировича, Садыкова Рината Рифкатовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 03 июня 2020 г. (уведомление № КУВД-001/2020-5526403/1 (2) от 03.06.2020) во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении разрешенного использования земельного участка по адресу: г***.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения в вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: г. *** с «Под индивидуальные жилые дома» на «блокированная жилая застройка».

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения суда.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя Управления Росреестра по Ульяновской области – Логиновой А.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Евсеева Ю.В. и  Садыкова Р.Р. – Трифоновой О.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Евсеев Ю.В., Садыков Р.Р. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным отказа во внесении сведений в ЕГРН, обязании внести сведения.

Требования мотивированы тем, что они являются собственниками                (по 268/536 каждый) земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 659 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г***. Вид разрешенного использования земельного участка: под индивидуальное жилищное строительство. Ранее на земельном участке располагался старый жилой дом, принадлежащий административным истцам на праве общей долевой собственности, который был ими снесен. В целях дальнейшего строительства на данном земельном участке и получения разрешения на строительство, административные истцы обратились в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка с «индивидуальное жилищное строительство» на «блокированная жилая застройка».

03.06.2020 в адрес заявителей из Управления Росреестра по Ульяновской области поступили уведомления №КУВД-001/2020-5526403/1, №КУВД-001/2020-5526403/2 об отказе во внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.

Просили суд признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 03 июня 2020 г. (уведомление № КУВД-001/2020-5526403/1 (2) от 03.06.2020) во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении разрешенного использования земельного участка по адресу: г. Ульяновск, ***. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения в вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: г. Ульяновск***, с «под индивидуальные жилые дома» на «блокированная жилая застройка».

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г.Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации  г.Ульяновска, ООО «Гео плюс».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по административному делу новое решение.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что документальное подтверждение фактического использования земельного участка под размещение блокированного жилого дома либо подтверждение выдачи разрешения на строительство блокированного жилого дома на спорном земельном участке, на момент вынесения органом регистрации прав решения от 03.06.2020, отсутствовало, что не позволило осуществить учет изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка. Считает, что при таких условиях изменение сведений ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка приведет к несоответствию внесенных сведений фактическому использованию земельного участка. Отсутствие разрешения на строительство не позволяет осуществить проверку соблюдения требований законодательства (соблюдения технических и градостроительного регламентов и предельных параметров разрешенного строительства) при изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Отмечает, что в органе регистрации прав отсутствовала информация о принадлежности земельного участка к определенной территориальной зоне градостроительного зонирования, что не позволило проверить сведения о виде разрешенного использования земельного участка для внесения в ЕГРН на предмет соответствия сведений градостроительному регламенту. На запрос от 12.05.2020 №1383, направленный в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, информация о территориальной зоне, в пределах которой находится земельный участок, не поступила. На запрос от 12.05.2020 №1382, направленный в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска, поступил ответ от 14.05.2020 о том, что разрешение на строительство блокированного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером *** не выдавалось.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Евсеева Ю.В. и Садыкова Р.Р. – Трифонова О.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Евсеев Ю.В., Садыков Р.Р., представители администрации г.Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации  г.Ульяновска, ООО «Гео плюс» в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещенными о слушании дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании действий (решения) должностного лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суду надлежало установить следующие обстоятельства: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, которым подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, как установлено ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Рассматривая дело и удовлетворяя заявленные административные исковые требования Евсеева Ю.В. и Садыкова Р.Р., суд первой инстанции исходил из того, что административные истцы как правообладатели спорного земельного участка вправе самостоятельно выбирать вид разрешенного использования земельного участка без дополнительных разрешений и согласования, испрашиваемый ими вид разрешенного использования соответствует градостроительным и техническим регламентам, в связи с чем отказ административного ответчика внести соответствующие изменения в ЕГРН нельзя признать обоснованным.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Так, в соответствии со ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон                              №218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 №457 органом регистрации прав является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).   

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (ст.ст. 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Согласно  п.4 ч.5 ст.8 Закона №218-ФЗ вид разрешенного использования земельного участка является дополнительным сведением об объекте недвижимого имущества.

Орган регистрации прав осуществляет внесение сведений в ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования земельного участка на основании документов, поступивших в порядке, установленном ч.3 ст.13 указанного закона (п.4 ст.7 Закона №218-ФЗ).

Внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав в уведомительном порядке при внесении в установленных Законом №218-ФЗ случаях дополнительных сведений, внесение которых в ЕГРН не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по категориям, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида пользования в соответствии с зонированием территорий, которые устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами ст.ст 34, 35 ГрК РФ.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4 ст.37 ГрК РФ, п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (ч.ч. 3, 5 ст. 37 ГрК РФ).

Исходя из положений п. 4 ст. 37 ГрК РФ, п. 3 ст. 85 ЗК РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования

Как видно из материалов дела и установлено судом, Евсеев Ю.В., Садыков Р.Р. являются собственниками (по 268/536 каждый) земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 659 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, *** Вид разрешенного использования земельного участка: под индивидуальное жилищное строительство.

В настоящее время участок свободен от какой-либо застройки, ранее располагавшийся на нем объект недвижимости – индивидуальный жилой дом – снесен.

В целях дальнейшего строительства на данном земельном участке и получения разрешения на строительство, административные истцы обратились в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка с «индивидуальное жилищное строительство» на «блокированная жилая застройка».

К данному заявлению была приложена схема планировочной организации земельного участка, выполненная ООО «Гео плюс», градостроительный план земельного участка, технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям, содержащие информацию о территориальной зоне градостроительного зонирования – Ж6.

03.06.2020 в адрес заявителей из Управления Росреестра по Ульяновской области поступили уведомления №КУВД-001/2020-5526403/1, №КУВД-001/2020-5526403/2 об отказе во внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.

Мотивом отказа указана ч.4 ст.33 Закона №218-ФЗ, согласно которой орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Как видно из содержания оспариваемого отказа от 03.06.2020 (л.д.25) органом регистрации были направлены соответствующие запросы о предоставлении разрешения на строительство и о принадлежности земельного участка к определенной территориальной зоне градостроительного зонирования. Ответы на запросы не поступили.

Согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83 земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: г.Ульяновск*** располагается в функциональной зоне коттеджной и усадебной застройки.

Исходя из Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 23.07.2014 (в редакции от 30.10.2019) указанный земельный участок располагается в территориальной зоне Ж6 - Зона смешанной жилой застройки. Вид разрешенного использования земельного участка «Блокированная жилая застройка» поименован в основных видах разрешенного использования земельного участка.

По смыслу ч. 4 ст. 33 Федерального закона №218-ФЗ орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений, если органы государственной власти и органы местного самоуправления предоставили ответы на запросы государственного регистратора об отсутствии сведений, необходимых для регистрации прав.

Таким образом, непоступление ответов на запросы регистратора не является основанием для отказа в совершении регистрационных действий.

Орган, осуществляющий внесение изменений в сведения об объекте недвижимости не вправе отказать в изменении вида разрешенного использования земельного участка согласно вышеуказанным нормам действующего законодательства.

Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы, положения Закона №218-ФЗ не предусматривают в качестве основания для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка «несоответствие вида разрешенного использования земельного участка фактическому использованию».

Доводы жалобы о возможных препятствиях при оформлении строительства блокированного дома, наличии ограничения по минимальной площади земельного участка, являются несостоятельными, поскольку носят характер предположения и не возникли на дату оспариваемого отказа.

Ссылки заявителя на судебную практику региона также не могут быть приняты во внимание, поскольку касаются иных административных дел с иными обстоятельствами и преюдициального значения для настоящего дела не имеют. Кроме того, часть упомянутых заявителем в качестве примера судебных решений в настоящее время отменена в кассационном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 августа 2020 года, с учетом определений того же суда об исправлении описок от 12 октября 2020 года и от 2 ноября 2020 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий:                                   

 

Судьи: