Судебный акт
О пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости
Документ от 28.12.2020, опубликован на сайте 30.12.2020 под номером 91790, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

 

 

Дело № 3а-313/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

28 декабря 2020 года                                                                     г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Кезиной О.А.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания Техно» к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

ООО «Компания Техно» обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости:

– нежилого здания пищеблока, площадью 89,6 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,

– земельного участка, площадью 265 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Требования мотивировало тем, что общество является собственником указанных объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость объекта  недвижимости с кадастровым номером *** утверждена по состоянию на 17 ноября 2011 года в размере 1 924 077  руб. 38 коп.

Согласно отчету независимого оценщика рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 17 ноября 2011 года составляет 459 335 руб. 37 коп.

Кадастровая стоимость объекта  недвижимости с кадастровым номером *** утверждена по состоянию на 14 ноября 2019 года в размере 880 822 руб. 90 коп.

Согласно отчету независимого оценщика рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 14 ноября 2019 года составляет 386 192 руб.

Значительное превышение кадастровой стоимости объектов  недвижимости над их рыночной стоимостью нарушает права общества, поскольку влечет уплату налога на данное имущество в завышенном размере.

Административный истец просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости.

ООО «Компания Техно» с учетом уточнения требований просило установить кадастровую стоимость нежилого здания пищеблока, с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости  558 463 руб., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** в размере  его рыночной  стоимости 406 510  руб.

Судом к участию в деле были привлечены в качестве  административного ответчика Правительство Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц Министерство финансов Ульяновской области, администрация города Ульяновска.

В судебном заседании представитель административного истца Барыбина Е.Л. настаивала на удовлетворении уточненных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в  его отсутствие, указал, что орган регистрации прав, осуществляя внесение сведений в кадастр недвижимости о кадастровой стоимости  спорных объектов недвижимости на основании акта органа государственной власти, поступившего в установленном законом порядке, права и законные интересы административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что разрешение заявленных требований по существу оставляет на усмотрение суда, не оспаривая права административного истца на пересмотр   кадастровой стоимости объекта недвижимости, основания для взыскания судебных расходов с органа регистрации прав отсутствуют.

Представители Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, администрация города Ульяновска в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца ООО «Компания Техно» Барыбиной Е.Л., суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций  устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как указано в пункте 1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками налога  признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Согласно статье 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В силу статьи 1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года №99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» настоящий Закон устанавливает и вводит в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определяет особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговую ставку налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусматривает налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что ООО «Компания Техно» принадлежат на праве собственности нежилое здание пищеблока, площадью 89,6 кв.м, кадастровый номер ***, расположенное по адресу: ***, земельный участок, площадью 265 кв.м, кадастровый номер ***, расположенный по адресу: ***.

Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости и отзыва ФГБУ «ФКП Росреестра» следует, что кадастровая стоимость нежилого здания пищеблока с кадастровым номером *** по состоянию на 17 ноября 2011 года определена в размере 1 924 077 руб. 38 коп., а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***  по состоянию на 14 ноября 2019 года определена в размере 880 822 руб. 90 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 18 ноября 2019 года, следовательно, пятилетний срок на подачу административного иска об оспаривании результатов кадастровой стоимости данного объекта недвижимости не истек.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***  были внесены в ЕГРН 1 ноября 2012 года, следовательно, пятилетний срок истек 1 ноября 2017 года. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости административный  истец в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области обратился 11 сентября 2020 года,  то есть с пропуском срока.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость указанного нежилого здания, из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу рыночной стоимости здания и его кадастровой стоимости, по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению эксперта № 131/030-2020 названного экспертного учреждения рыночная стоимость нежилого здания пищеблока, площадью 89,6 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на  17 ноября 2020 года составляет 558 463 руб.; рыночная стоимость земельного участка, площадью 265 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 14 ноября 2019 года составляет 406 510 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что уточненные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого здания  и земельного участка равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Экспертной организацией АНО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» заявлено ходатайство о взыскании в её пользу в счет стоимости производства судебной экспертизы 30 000 руб.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ к судебным расходам относятся издержки, связанные с рассмотрением административного дела, которые включают суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (пункт 1 статьи 106 КАС РФ).

Судом по настоящему делу была назначена судебная экспертиза для решения вопроса о размере рыночной стоимости объектов недвижимости, производство которой было поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск». Судом предварительная оплата расходов по производству экспертизы в размере 53 600 руб. была возложена на административного истца, который произвел её оплату частично в сумме 23 600 руб.

Согласно ответу экспертной организации на запрос суда  стоимость производства экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка составила 25 000 руб., по определению рыночной стоимости нежилого здания пищеблока  - 28 600 руб.

Из пояснений представителя ООО «Компания Техно» следует, что обществом была оплачена сумма 23 600 руб. в счет стоимости производства экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка.

Таким образом, не оплачены частично стоимость производства экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка в  сумме 2000 руб. (25 000 руб. – 23 600 руб.) и стоимость производства экспертизы по определению рыночной стоимости нежилого здания пищеблока  в размере 28 600 руб.

Ввиду удовлетворения административного искового заявления, учитывая, что рыночная стоимость нежилого здания пищеблока и земельного участка, установленные судом по результатам судебной экспертизы,  значительно ниже кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 20-П от 11 июля 2017 года, недоплаченная вышеуказанная стоимость производства судебной подлежит  взысканию в пользу АНО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» с надлежащих ответчиков.

Согласно разъяснению, приведенному в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Как разъяснено в пунктах 7, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В рассматриваемом деле органом, утвердившим кадастровую стоимость нежилого здания пищеблока с кадастровым номером *** является Правительство Ульяновской области, которое утвердило результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных в Ульяновской области, поэтому расходы по производству судебной экспертизы по определению рыночной стоимости нежилого здания пищеблока  в размере 28 600 руб. подлежат взысканию в пользу  автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск»  с Правительства Ульяновской области.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года  № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 г. № П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Из изложенного следует, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, поставленных на государственный кадастровый учет, и ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости после даты массовой государственной кадастровой оценки и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по правилам статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.

Применительно к таким объектам недвижимости именно учреждение является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по административным делам об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной, на которого должна быть возложена обязанность возместить понесенные административным истцом судебные расходы.

Согласно возражениям на административный иск ФГБУ «ФКП Росреестра» кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером *** была определена филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области с применением  среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере  3323 руб. 86 коп. за кв.м, установленного для земельного участка, и составила 880 822 руб. 90 коп.

Данные обстоятельства также подтверждаются актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 18 ноября 2019 года, в котором основанием определения кадастровой стоимости земельного участка указано изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Исходя из изложенного следует, что органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, в данном случае является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу  автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» расходов по производству судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка в размере 2000 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Компания Техно» о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – нежилого здания пищеблока, площадью 89,6 кв.м, кадастровый номер ***,  расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2011 года в размере 558 463 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества –  земельного участка, площадью 265 кв.м, кадастровый номер ***,  расположенного по адресу: ***,  равной его рыночной стоимости по состоянию на 14 ноября 2019 года в размере 406 510 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 11 сентября 2020 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами *** и ***.

Взыскать в пользу автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» судебные расходы по производству судебной экспертизы  с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в размере 2000 руб., с Правительства Ульяновской области в размере 28 600 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                            О.Е.Кинчарова