Судебный акт
Спор по управлению многоквартирным домом
Документ от 18.09.2007, опубликован на сайте 04.10.2007 под номером 9223, 2-я гражданская, о возложении обязанности осуществлять управление многоквартирным домом, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2007 г.                                              Судья Матвеева Л.Н.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

18 сентября 2007 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей                                 Николаевой Р.И. и Булгакова Г.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе УМУП «УК ЖКХ ***» на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 июля 2007 года, по которому постановлено:

Исковые требования Л*** удовлетворить.

Обязать Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства ***» осуществлять управление многоквартирным домом по адресу: г. Ульяновск, ул. ***, ***, до выбора в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ способа управления многоквартирным домом.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Л*** обратилась в суд с иском к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства ***» о возложении обязанности осуществлять управление многоквартирным домом.

В обоснование своих требований указала, что является собственницей 54/100 долей в праве общей долевой собственности на квартиру № *** дома *** по ул. *** г. Ульяновска. В данном доме имеются еще три квартиры, принадлежащие на праве собственности физическим лицам. В связи с тем, что муниципальных квартир в доме нет, ответчик в одностороннем порядке прекратил обслуживание дома и отказался принимать от собственников платежи на содержание и ремонт общего имущества. Собрание собственников по вопросу управления многоквартирным домом не проводилось, никакого решения о способе управления домом не принималось. Орган местного самоуправления также не проводил открытый конкурс по выбору управляющей организации.

Истица просила обязать ответчика выполнять работы, оказывать услуги в соответствии с перечнем, установленным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в доме № *** по ул. *** в г. Ульяновске.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц Государственную жилищную инспекцию Ульяновской области, администрацию (мэрию) г. Ульяновска, Комитет ЖКХ администрации г. Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом администрации г. Ульяновска, Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, ООО «***», Т*** Л***, Т*** А***, Ф*** Е***, Ф*** К***, Ф*** Я***, Ф*** С***, П***, Б***, К***, Л*** и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе УМУП «УК ЖКХ ***» не соглашается с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на то, что в соответствии с договором от 11.01.2005, заключенным с Комитетом ЖКХ администрации города, в управлении предприятия могут находиться лишь дома муниципального жилищного фонда.  Постановлением мэра г. Ульяновска от 08.12.2006 № 5548 дом № *** по ул. *** исключен из реестра муниципальной собственности в связи с отсутствием в нем муниципальных помещений, поэтому дом снят с технического обслуживания и исключен из агентского договора в ООО «***». Собственники квартир в доме не реализовали право, предоставленное им ст. 161 ЖК РФ, и не выбрали способ управления домом. Истица не воспользовалась также правом в судебном порядке обязать орган местного самоуправления провести конкурс по выбору управляющей организации. Суд, нарушив основные начала гражданского законодательства РФ, определенных ст. 1 ГК РФ, в том числе принцип свободы договора, обязал предприятие управлять домом № *** по ул. *** в г. Ульяновске.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя УМУП «УК ЖКХ ***» Л*** П***, истицы Л***, 3-х лиц  Т***., К***, Ф*** Е***, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, собственниками квартиры № *** четырехквартирного жилого дома *** по ул. *** г. Ульяновска являются Л*** (54/100 доли квартиры), Ф*** Е***, Ф*** Я***, Т***, Ф*** К***, Ф*** С***, Т*** Л*** (46/100 доли квартиры).

Собственницей квартиры № 2 в указанном доме является Б***, собственником квартиры № 3 – П***, собственницей квартиры № 4 – К***

В связи с приватизацией всех квартир в указанном доме постановлением мэра г. Ульяновска от 08.12.2006 № 5548 Комитету по управлению городским имуществом предписано исключить из реестра муниципальной собственности дом по ул***, ***.

Распоряжением КУГИ от 20.12.2006 № 2713 указанный дом исключен из реестра муниципальной казны.

Дополнительным соглашением № *** от 20.12.2006 к договору «Возмездного оказания услуг по управлению муниципальным жилищным фондом» от 10.01.2005 № 0004, заключенному между Комитетом ЖКХ администрации г. Ульяновска и УМУП «УК ЖКХ ***», дом № *** по ул. *** исключен из акта приема-передачи жилищного фонда из муниципальной казны в управление УМУП «УК ЖКХ ***».

Указанное соглашение, а также письмо председателя Комитета ЖКХ администрации г. Ульяновска от 16.01.2007 № *** послужили основанием для снятия жилого дома № *** по ул. *** с технического обслуживания УМУП «УК ЖКХ ***».

Статьей 161 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 251-ФЗ) на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Статьей 18 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (ред. от 29.12.2006) также предусматривается, что орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса РФ проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.

Частью второй названной статьи установлено, что ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что собственниками жилых помещений в доме № *** по ул. *** решение о выборе способа управления многоквартирным домом принято не было. До конца 2006 года все они вносили в УМУП «УК ЖКХ ***» соответствующие платежи за техническое обслуживание дома.

Орган местного самоуправления в предусмотренном законом порядке открытого конкурса по выбору управляющей компании для данного дома не провел.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что поскольку никаких новых обязательств, связанных с управлением жилым домом № *** по ул. *** в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, не возникло, обязательства УМУП «УК ЖКХ ***» по управлению, содержанию и ремонту данного дома не могут быть прекращены в одностороннем порядке. Поэтому суд обоснованно удовлетворил заявленные Л*** исковые требования и обязал УМУП «УК ЖКХ ***» осуществлять управление многоквартирным домом № *** по ул. *** в г. Ульяновске до выбора в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ способа управления многоквартирным домом.

Доводы, приведенные УМУП «УК ЖКХ ***» в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Так, не может быть принята во внимание ссылка в кассационной жалобе на нарушение судом принципа свободы договора, предусмотренного ст. 1 ГК РФ, поскольку уже существующие между сторонами правоотношения регулируются другими нормами.

Статьей 310 ГК РФ признаны недопустимыми односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий.

Ответчик не отрицает, что до исключения дома № *** по ул. *** из реестра муниципальной собственности, он осуществлял управление указанным домом и его техническое обслуживание, за что получал от нанимателей, а впоследствии – собственников соответствующие денежные платежи, т.е. находился с ними в договорных отношениях.

Помимо ст. 310 ГК РФ, не допускающей в одностороннем порядке отказа от исполнения обязательства, такой же запрет содержится в статье 18 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», которая устанавливает, что ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств с новой управляющей компанией.

То обстоятельство, что собственники жилых помещений в доме № *** по ул. *** не приняли решения о способе управления домом, а орган местного самоуправления не провел конкурс по выбору управляющей организации, не освобождает ответчика от обязанности продолжать обслуживание дома в соответствии с приведенными выше правовыми нормами.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 июля 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу УМУП «УК ЖКХ ***» – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: