Судебный акт
Назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью
Документ от 18.09.2007, опубликован на сайте 08.10.2007 под номером 9231, 2-я гражданская, об отмене решения комиссии по рассмот. вопросов реализ. пенсионных прав граждан, включении периода раб.в спец.стаж и досрочном назнач.труд.пенсии по старости, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2007 г.                                              Судья Першина С.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

18 сентября 2007 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей                                 Николаевой Р.И. и Булгакова Г.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска (государственное учреждение) на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 августа 2007 года, по которому постановлено:

Исковые требования Т*** удовлетворить.

Отменить решение комиссии при Управлении Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска № *** от 28 октября 2005 года об отказе Т*** в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа педагогической работы.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска назначить Т*** с 09 сентября 2005 года досрочно трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», включив в льготный стаж следующий период работы: с 18.09.1980 по 05.05.1983 – в должности старшей пионервожатой в средней школе № 7 г. Ульяновска и с 13.10.2003 по 24.10.2003 – период нахождения на курсах повышения квалификации.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Т*** обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска (государственное учреждение) об оспаривании протокола комиссии, включении периодов работы в педагогический стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование своих требований указала, что 09.09.2005 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Комиссия УПФ РФ В Ленинском районе г. Ульяновска 28.10.2005 отказала ей в назначении пенсии, не включив в ее специальный стаж работу в должности старшей пионервожатой в средней школе № *** г. Ульяновска с 18.09.1980 по 05.05.1983, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 13.10.2003 по 24.10.2003.

Решение комиссии является незаконным, поскольку в соответствии с действовавшим в период ее работы в должности старшей пионервожатой Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, работа в должности штатных пионервожатых в школах засчитывалась в педагогический стаж. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, ставит ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше. Работая в должности старшей пионервожатой, она с 06.11.1981 по 05.05.1983 находилась в декретном отпуске в связи с рождением дочери. Указанный период также должен быть включен в ее специальный стаж.

На курсы повышения квалификации с 13.10.2003 по 24.10.2003 она была командирована вышестоящей организацией с сохранением заработка по месту работы. Нормы рабочего времени учителя в год составляет 720 часов. У нее же в 2003 году было отработано 995 часов, поэтому оснований для исключения из специального стажа периода нахождения на курсах повышения квалификации не имеется.

Истица просила признать незаконным протокол комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска № *** от 28.10.2005 об отказе в назначении ей пенсии, включить период ее работы с 18.09.1980 по 05.05.1983 в должности старшей пионервожатой в средней школе № 7 г. Ульяновска и период ее пребывания на курсах повышения квалификации с 13.10.2003 по 24.10.2003 в специальный трудовой стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 09.09.2005.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска (государственное учреждение) не соглашается с решением суда, просит его отменить и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что решение постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального законодательства. Суд применил закон, не подлежащий применению, и выборочно взял из него лишь те положения, которые выгодны истице. Руководствуясь нормами, предусмотренными Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, суд не принял во внимание, что условия назначения пенсии по данному постановлению были менее благоприятными, чем по действующему в настоящее время законодательству. Применение названного постановления могло бы иметь место, если бы до конца его действия (01.10.1993) истица отработала бы весь предусмотренный законом 25-летний стаж.

Суд неправильно истолковал Постановление Конституционного Суда РФ, признавшего неконституционным п. «а» ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 № 340-1, и не принял во внимание содержание постановления Минтруда РФ № 70 от 17.10.2003 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». О правильности позиции Пенсионного фонда РФ свидетельствует и сложившаяся судебная практика.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика Ш*** и истицы Т***, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В предшествующий период действовали Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959, а также Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 и Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999.

Как видно из материалов дела, Т*** 09.09.2005 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.10.2005 Т*** отказано в назначении пенсии со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности.

При этом из протокола заседания комиссии усматривается, что выслуга лет Т*** составляет 23 года 01 месяц 05 дней. Не засчитаны в специальный стаж периоды: с 18.09.1980 по 05.05.1983 – работы в должности старшей пионервожатой в средней школе № 7 г. Ульяновска, с 20.09.2001 по 22.09.2001 – нахождения в административном отпуске, с 13.10.2003 по 24.10.2003 – нахождения на курсах повышения квалификации.

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало до 01.10.1993, предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Таким образом, в период работы Т*** в должности старшей пионервожатой действующим в тот период законодательством предусматривалось, что данная работа засчитывается в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

Кроме того, в ходе рассмотрения суд установил, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002) не предусмотрено, что периоды обучения работника на курсах повышения квалификации не засчитываются в педагогический стаж.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что к моменту обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости Т*** имела необходимый 25-летний стаж педагогической работы, и обоснованно удовлетворил заявленные ею исковые требования.

Доводы, приведенные УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Отказывая Т*** во включении в педагогический стаж периода работы с 18.09.1980 по 05.05.1983 в должности старшей пионервожатой в средней школе № 7 г. Ульяновска, ответчик сослался на то, что в настоящее время данная должность не включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и не была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.

Однако оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Судом правильно указано в решении, что положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.

В соответствии с п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Таким образом, поскольку в период работы Т*** в должности старшей пионервожатой, работа в данной должности включалась в педагогический стаж Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, она имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж при назначении ей пенсии в настоящее время.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Довод кассационной жалобы о том, что применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 № 1397 могло бы иметь место, если бы до конца его действия  истица отработала бы весь предусмотренный законом 25-летний стаж, судебная коллегия находит неубедительным и основанном на неправильном толковании правовых норм.

Названный нормативный акт содержал условие о том, что период работы в должности пионервожатой может быть включен в педагогический стаж в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Утверждение ответчика, что эти 2/3 стажа должны быть выработаны в период действия данного нормативного акта, является ошибочным. По смыслу приведенного положения, для включения периода работы в должности пионервожатой в педагогический стаж необходимо, чтобы к моменту назначения пенсии данный стаж составлял не более 1/3 всего 25-летнего педагогического стажа. При этом не имеет значения, когда и на основании какого законодательства решается вопрос о назначении пенсии.

Данное условие Т*** соблюдено, более 23 лет ее трудового стажа приходится на работу в должностях учителя и воспитателя ГПД, т.е. работы, которая дает право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью по нормам как действовавших ранее, так и действующих в настоящее время правовых актов.

Ссылка в кассационной жалобе на постановление Минтруда РФ № 70 от 17.10.2003 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не может быть принята во внимание, поскольку названный подзаконный нормативный акт действует лишь в той части, в какой он не противоречит Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» и толкованию закона, данному в судебных постановлениях Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 августа 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска (государственное учреждение) – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: