Судебный акт
Спор о выдаче удостоверения ветерана боевых действий
Документ от 27.09.2007, опубликован на сайте 08.10.2007 под номером 9252, Президиум гражданский, о выдаче удостоверения "Ветеран бооевых действий", Отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд I инстанции

Судья Родионова В.П.                                                            Дело № 44-Г-***

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                 27 сентября  2007 года

 

Президиум Ульяновского областного суда в составе:

председателя Лысяковой Н.П.

и членов президиума Тураевой Л.П., Шамова А.В., Ермохиной Т.Н., Смолкиной Л.М.,

по докладу судьи областного суда Нестеровой Е.Б.,

рассмотрев по надзорной жалобе УВД по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда от 07.06.2006 года дело по иску Б*** к УВД по Ульяновской области о признании участником боевых действий и выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий»,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Б***. обратился в суд с иском к УВД по Ульяновской области о признании его участником боевых действий и выдаче удостоверения  «Ветеран боевых действий». В обоснование иска указал, что, будучи сотрудником УВД Ульяновской области, в период с 01.12.2000 по 28.02.2001  был командирован на территорию  Северо-Кавказского  региона для выполнения задач по охране правопорядка и борьбе с бандформированиями. За участие в боевых действиях награжден нагрудным знаком «Участник боевых действий». Полагает, что имеет право на получение удостоверения ветерана боевых действий, в выдаче которого ответчик необоснованно ему отказывает.

 

Решением Ленинского районного суда от 07.06.2006 года постановлено признать Б***. участником боевых действий на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и обязать УВД по Ульяновской области выдать ему удостоверение «Ветеран боевых действий».

 

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

 

В надзорной жалобе УВД по Ульяновской области просит отменить решение суда.

 

Определением судьи областного суда Нестеровой Е.Б. от 10.09.2007 года дело передано для рассмотрения по существу в президиум Ульяновского областного суда.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

 

Удовлетворяя требования Б***., суд исходил из того, что истец, в соответствии с Приказом начальника Средневолжского управления внутренних дел на транспорте № *** л\с от ***2000 года командированный с 29.11.2000 года в Республику Дагестан в составе Мобильного отряда МВД России  по Республике Дагестан, в период своей командировки участвовал в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в указанном регионе, награжден нагрудным знаком «Участник боевых действий». Выплаты, произведенные истцу, свидетельствуют о том, что он участвовал в проведении контртеррористических операций.

 

Между тем, данные выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права.

 

Согласно ст. 3 п.1 ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие  в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

 

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения  в указанный перечень вносятся федеральным законом.

 

В данный перечень включен период: выполнение задач в ходе контртеррористических операций  на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

 

Таким образом, к ветеранам боевых действий могут быть отнесены работники органов внутренних дел, участвовавшие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

 

Статья 3 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) определяет понятие контртеррористической операции как специальных мероприятий, направленных на пресечение террористической акции,  обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зоной проведения контртеррористической операции являются отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция. Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб.

 

Согласно Инструкции о порядке выдачи  удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом от 07.05.2004 № 282, основанием для выдачи удостоверений лицам, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 01.08.1999 года является факт выполнения ими  задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

 

Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.02.2004 года периоды участия каждого сотрудника    в боевых действиях оформляются приказами с указанием дат или периодов, когда сотрудники и военнослужащие принимали участие в контртеррористических операциях, издаваемыми командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений и утверждаемых руководителем Регионального оперативного штаба.

 

Как следует из названных нормативных актов, само по себе нахождение в период командировки в зоне боевых действий, так же как участие в иных акциях, не отнесенных в установленном порядке к контртеррористическим операциям, еще не означает фактического участия в боевых действиях, которое могло бы быть основанием для признания истца ветераном боевых действий.

 

То обстоятельство, что истец награжден нагрудным знаком «Участник боевых действий», не является достаточным основанием для признания его ветераном  боевых действий. Согласно Положению о нагрудном знаке «Участник боевых действий», утвержденному Приказом МВД РФ от 31.03.2000 года № 333, нагрудный знак может вручаться сотруднику органов внутренних дел не только за примерное и добросовестное исполнение служебного и воинского долга при проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, но и за участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка, борьбе с преступностью и терроризмом на территории боевых действий.

 

Суд не дал оценки тому обстоятельству, что выполнение истцом в период командировки служебно-боевых задач, согласно вышеназванным нормативным актам, не может расцениваться как участие в контртеррористических операциях, если данные действия не связаны с непосредственным участием в указанных операциях в составе специальных сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

 

Ссылка в решении суда на выплаты, произведенные истцу за время нахождения его в Северо-Кавказском регионе, в обоснование вывода о его участии в боевых действиях является несостоятельной, поскольку, как следует из имеющихся в материалах дела документов, выплаты, произведенные Б***., (оклад по должности с повышением на 50%, суточные в 2-кратном размере установленной нормы) не отнесены к тем, которые выплачиваются именно за  участие в боевых действиях.

 

Поскольку судом допущено существенное нарушение норм материального права, неправильно установлены фактические обстоятельства дела, в силу ст. 195 ГПК РФ вынесенное по делу судебное постановление нельзя признать законным и обоснованным. Поэтому оно подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 390, 391 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07.06.2006 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

 

Председатель                                                                                   Н.П. Лысякова