Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 09.11.2021, опубликован на сайте 22.11.2021 под номером 96536, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие гос.учреждения, обязать обеспечить тех.средствами реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2021-005404-34  

Судья Бахарева Н.Н.                                                                  Дело № 33-4215/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             9 ноября 2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г, Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3076/2021 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20 июля 2021 года,  по которому постановлено:

исковые требования  прокурора     Кузоватовского района Ульяновской области в интересах  несовершеннолетней  М*** З***  П***    удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить несовершеннолетнюю  Матвееву Злату  Павловну техническим средством реабилитации – ***  согласно индивидуальной программы реабилитации *** от 26.11.2013, в течение одно месяца со дня вступления  в законную силу настоящего решения суда.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Кузоватовского района Ульяновской области обратился в суд в интересах несовершеннолетней М*** З.П. к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проведена проверка, в ходе которой установлено, что несовершеннолетняя  М***  З.П.  является ребенком-***, ей оформлена индивидуальная программа реабилитации ***, в соответствии с которой М***  З.П. подлежит обеспечению  *** Однако до настоящего времени она не обеспечена ***

Просил суд обязать ответчика обеспечить М***  З.П. техническими средствами реабилитации согласно ее  ИПР, а именно:  ***

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора были привлечены ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области, Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске», Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, об отказе  в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, ссылается на Федеральный Закон от 24.11.1995 №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно - ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240. Указывает, что после 25.08.2020 законными представителями М*** З.П. -  М*** М.Э. и М*** П.Б. заявление об обеспечении М*** З.П. техническими средствами реабилитации не подавалось, в связи с чем у фонда отсутствуют основания для её обеспечения. Отмечает, что в адрес М*** П.Б.  Региональным отделением направлялось информативное письмо о праве на обеспечение ТСР, где предлагалось воспользоваться персональным планом обеспечения (замены) ТСР, предоставить заявление и соответствующие документы. В соответствии с заявлением, поданным М*** М.Э. 09.02.2021 Региональным отделением заключен контракт, в отношении М*** З.П. были сформированы направления на получение ТСР от 01.03.2021, однако её представители не отвечали на телефонные звонки, дверь в дом не открывали по причине болезни, карантина. В мае 2021 года М*** М.Э. была выплачена компенсация за самостоятельно приобретенную обувь в сумме 5500 руб. и 4000 руб. На основании изложенного, считает, что ответчиком права ребенка-*** М*** З.П. в обеспечении её ТСР нарушены не были.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кузоватовского района Ульяновской области считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В возражениях на возражения прокурора относительно апелляционной жалобы ГУ-УРО ФСС РФ просит удовлетворить апелляционную жалобу.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, М*** З.П., *** 2008 года рождения,  является ребенком -***, *** установлена на срок до 28 ноября 2026 года (л.д.18). Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка М*** З.П.  от 26 ноября 2013 года,  М*** З.П. на весь период  реабилитации  нуждается  в  технических средствах реабилитации: *** (л.д.13-14). 

Законный представитель несовершеннолетней М*** З.П. – М*** М.Э.,  обращаясь к прокурору за защитой нарушенных прав несовершеннолетнего ребенка-*** на получение технических средств реабилитации, нуждаемость которых определена ее индивидуальной программой реабилитации, указывала, что заявление на получение обуви в 2020 году подали в отделение фонда социального страхования, расположенное в р.п.Кузоватово, заявление было принято, однако ребенок *** обеспечен не был (л.д.20, 24-25).

Поскольку несовершеннолетняя М*** З.П. не была обеспечена *** в 2020 году, в которой нуждается, прокурор, полагая ее права нарушенными, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, ортопедическая обувь относится к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила от 7 апреля 2008 года).

В соответствии с п. 2 Правил от 7 апреля 2008 года обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу п. 5 Правил от 7 апреля 2008 года уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган:

высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 данных Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Пунктом 5(1) Правил от 7 апреля 2008 года установлено, что снятие инвалида (ветерана) с учета по обеспечению техническим средством (изделием) осуществляется уполномоченным органом в случае, если: а) инвалид (ветеран) обеспечен техническим средством (изделием) организацией, в которую выдано направление; б) уполномоченным органом осуществлена компенсация, указанная в пункте 15(1) Правил; в) инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, отказались от обеспечения техническим средством (изделием), рекомендованным программой реабилитации (заключением).

В соответствии с положениями статей 55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Материалами дела подтверждено, что ребенок М*** З.П. нуждается в ***

Установив, что данными ТСР ребенок-*** не обеспечен, суд правильно возложил на ответчика обязанность по обеспечению М*** З.П. указанными ТСР.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, доказательств обеспечения ребенка-и*** М*** З.П. техническими средствами реабилитации в количестве, предусмотренном индивидуальной программой реабилитации ребенка-***  от 26 ноября 2013 года, ответчиком не представлено.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии со стороны законных представителей ребенка заявления об обеспечении ТСР в 2020 году был предметом проверки суда первой инстанции при рассмотрении дела, повторяет  позицию ответчика в суде первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом судебном решении.

Суд принял во внимание, что индивидуальной программой реабилитации несовершеннолетнего ребенка установлена нуждаемость в технических средствах реабилитации до 2026 года, на уполномоченный орган возложена обязанность осуществлять регистрацию поданного заявления с последующим внесением указанных в нем сведений в ведомственную  информационную систему, законный представитель ребенка последовательно утверждала, что отец ребенка обращался в отделение фонда социального страхования, расположенное в р.п.Кузоватово с заявлением об обеспечении ребенка ТСР в 2020 году, заявление было принято, при установленных обстоятельствах, исследовав всю совокупность представленных доказательств, суд правомерно не установил правовых оснований для оставления требований прокурора в интересах несовершеннолетнего ребенка-*** без удовлетворения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применен судом верно.

Решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20 июля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.    

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 ноября 2021 года.