Судебный акт
Об освобождении от исполнительского сбора
Документ от 16.11.2021, опубликован на сайте 22.11.2021 под номером 96550, 2-я гражданская, об освобождении от исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2021-004315-91

Судья Шлейкин М.И.                                                                    Дело № 33а-4410/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       16 ноября 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего    Смирновой Ю.В.,                    

судей  Васильевой Е.В.,  Пулькиной Н.А.,

при секретаре  Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 29 июля 2021 года по делу № 2а-1710/2021, по которому постановлено:

административные исковые требования администрации города Ульяновска к МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, судеб­ному приставу – исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России  по Ульяновской области Поджилковой Татьяне Степановне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад председательствующего Смирновой Ю.В., судебная коллегия

 

установила:

администрация гльяновска обратилась в суд с административным иском к МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование административных исковых требований указала, что постановлением Железнодорожного районного суда гльяновска от 14.12.2020 администрация г.Ульяновска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.

14.05.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Поджилковой Т.С. возбуждено исполнительное производство.

26.05.2021 судебным  приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Поджилковой Т.С.  вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 руб.

Данное постановление нарушает имущественные права администрации гльяновска, поскольку она принимает все меры по добровольному исполнению постановления судьи, однако в связи с недостаточностью бюджетных средств оплатить штраф не представляется возможным.

Просила освободить от взыскания исполнительского сбора.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Поджилкова Т.С., УФССП России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация гльяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора.

Указывает, что постановлением Шестого кассационного суда постановление судьи Железнодорожного районного суда гльяновска от 14.12.2020 по делу № 5-615/2020 и решение Ульяновского областного суда от 25.02.2021 по делу № 12-45/2021, вынесенные в отношении администрации г.Ульяновска по делу об административном правонарушении по ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. отменены.

Таким образом, оспариваемое решение вынесено за неисполнение требований по ранее отмененному постановлению о наложении штрафа, что является незаконным и необоснованным.

В возражениях на апелляционную жалобу судебный пристав-исполнитель Поджилкова Т.С.  просит решение суда  оставить без изменения,   апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что  постановлением судьи Железнодорожного районного суда гльяновска от 14.12.2020 администрация г.Ульяновска привлечена к административной ответственности по ч.2.1  ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного  штрафа в размере 500 000 руб.

Решением судьи Ульяновского областного  суда от 15.02.2021 постановление судьи районного суда оставлено без изменения.

14.05.2021  судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской области Поджилковой Т.С. возбуждено исполнительное производство № 50481/21/73017-ИП в отношении администрации гльяновска о взыскании  штрафа, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок, отсутствием доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской области  Поджилковой  Т.С.  26.05.2021  вынесено постановление о взыскании с  администрации г. Ульяновска исполнительского сбора в размере 10 000 руб.

Ссылаясь на отсутствие вины, недостаточностью  бюджетных средств в неисполнении постановления  судьи  в установленный срок, администрация                      гльяновска предъявила в суд иск об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Разрешая данные требования, районный суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения между сторонами, проверил доводы сторон и пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения администрации города от взыскания исполнительского сбора.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, оснований для признания его неправильным апелляционная жалоба не содержит.

Порядок взыскания исполнительского сбора, а также уменьшения и освобождения от уплаты исполнительского сбора установлен ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с ч.1 которой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2).

Согласно ч.3 вышеуказанной статьи, исполнительский сбор устанавливается в размере десяти тысяч рублей с должника-организации.

В соответствии с положениями ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, то есть, если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Об этом разъяснено в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Иными словами, для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора  должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

При этом единственным основанием, препятствующим вынесению судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок, является представление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что невозможность исполнения обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях.

Согласно п.7 ст.6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда является одним из принципов административного судопроизводства, а в силу ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Таким образом, на администрации города лежала обязанность доказать наличие уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок, наличие непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения, то есть отсутствие вины в неисполнении решения в установленный срок.

Вместе с тем, таких доказательств администрацией города не представлено ни судебному приставу-исполнителю, ни суду, что исключало возможность для освобождения ее от уплаты исполнительского сбора.

Вопреки доводам жалобы,  в связи с отменой  16.07.2021 Шестым  кассационным  судом общей юрисдикции постановления судьи Железнодорожного районного суда гльяновска от 14.12.2020  и решения судьи Ульяновского областного суда от 25.02.2021 судебным приставом-исполнителем  МОСП по исполнению особых  исполнительных производств 27.08.2021   исполнительное  производство  № 50481/21/73017-ИП, в рамках которого и было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора  прекращено.

В МОСП по исполнению особых  исполнительных производств  УФССП России по Ульяновской области  отдельного исполнительного производства  по взысканию в принудительном порядке с администрации гльяновска исполнительского сбора не возбуждалось.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 29 июля 2021 года  оставить без изменения,  апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное  апелляционное определение изготовлено в окончательной  форме 18 ноября  2021 года.