Судебный акт
Ремонт дороги
Документ от 16.11.2021, опубликован на сайте 22.11.2021 под номером 96556, 2-я гражданская, об обязании зарегистрировать право собственности на внутриквартальную дорогу, вписать данную дорогу в реестр муниципального имущества МО г. Ульяновск, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2021-007657-03

Судья Кузнецова Э.Р.                                                                    Дело № 33а-4339/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       16 ноября 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Смирновой Ю.В.,

судей Васильевой Е.В., Пулькиной Н.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда
города Ульяновска от 26 июля 2021 года по делу № 2а-2639/2021, по которому постановлено:

административный иск прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Ульяновска включить в реестр муниципальной собственности автомобильную дорогу - внутриквартальный проезд,  проходящий от дома 9 по проспекту Туполева вдоль дома 6 по улице Алексея Наганова протяженностью 170 м в Заволжском районе г. Ульяновска.

Обязать администрацию города Ульяновска после включения в реестр муниципальной собственности произвести паспортизацию автомобильной дороги - внутриквартального проезда, проходящего от дома 9 по проспекту Туполева вдоль дома 6 по улице Алексея Наганова протяженностью 170 м в Заволжском районе               г. Ульяновска.

Обязать администрацию города Ульяновска произвести ремонт проезжей части автомобильной дороги - внутриквартального проезда, проходящего от дома  9 по проспекту Туполева вдоль дома 6 по улице Алексея Наганова протяженностью 170 м в Заволжском районе г.Ульяновска.

В удовлетворении административного иска в части возложения на администрацию города Ульяновска обязанности с учетом результатов паспортизации автомобильной дороги выполнить установку светофорного объекта, оборудование пешеходных переходов и дорожной разметки по адресу:                             г. Ульяновск, Заволжский район, вдоль дома 6 по ул.Алексея Наганова от дома                    9 по проспекту Туполева до дома 10А по ул. Алексея Наганова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 - Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений направляющих устройств, утвержденным приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, ГОСТ Р 32944-2014 «Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.08.2016 № 990-ст, ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к автомобильному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст, прокурору Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц отказать.

Заслушав доклад председательствующего Смирновой Ю.В.,  пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным,   судебная коллегия

 

установила:

прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц,   обратился в  суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности по регистрации права собственности на внутриквартальную дорогу, включении в реестр муниципального имущества муниципального образования «город Ульяновск», произвести паспортизацию, выполнить ремонт асфальтного покрытия, установку светофорного объекта, оборудование пешеходных переходов и дорожной разметки.

Исковые требования мотивировал тем, что в результате  прокурорской проверке соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в деятельности администрации города Ульяновска выявлены недостатки в части уклонения от реализации полномочий по оформлению автомобильных дорог общего пользования в муниципальную собственность.

Так, проведенной проверкой установлено, что внутриквартальная дорога, расположенная по адресу: г.Ульяновск, р-н Заволжский, от проспекта Туполева,               д.9, вдоль д.6 по ул.Алексея Наганова протяженностью 170 м в реестр муниципального имущества г. Ульяновска не включена, паспортизация дороги до настоящего времени не проведена, в связи с чем ремонтные работы на данном участке не производятся.

Просил обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» зарегистрировать право собственности на внутриквартальную дорогу, проходящую от д.9 по проспекту Туполева вдоль д.6 по ул.Алексея Наганова протяженностью 170 м в Заволжском районе г.Ульяновска, включить  данную дорогу в реестр муниципального имущества муниципального образования «город Ульяновск»; обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» произвести паспортизацию автомобильной дороги, произвести  ремонт асфальтового покрытия;  возложить обязанность с учетом результатов паспортизации автомобильной дороги по  установке светофорного объекта, оборудование пешеходных переходов и дорожной разметки.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены               МБУ «Дорремстрой», Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Управление дорожного хозяйства и транспорта  администрации                             г. Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, просит отменить и принять по делу новое решение об отказе в  удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что внутриквартальный проезд от д.9 по пр.Туполева вдоль д.6 по улице Алексея Наганова протяженностью 170 м в Заволжском районе г.Ульяновска не относится к автомобильным дорогам общего пользования, паспортизация не может быть произведена на основании действующих нормативных документов.

Администрация города Ульяновска является  бюджетным учреждением, выделенные денежные средства носят целевой характер.

Учитывая, что вышеуказанный внутриквартальный проезд не числится в реестре муниципальной собственности и не является автомобильной дорогой общего пользования, финансирование по проведению паспортизации, а также приведению данного проезда в нормативное состояние обеспечено быть не может.

В возражениях на   апелляционную жалобу прокурор Заволжского района г.Ульяновска просит решение  суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В отзыве  на апелляционную жалобу  Управление  архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска просит  апелляционную жалобу  удовлетворить.

В судебное заседание апелляционной инстанции кроме прокурора,  остальные лица, участвующие в  деле, не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела. В связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии с п.1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9 указанной статьи).

Местные дороги и проезды обеспечивают связи жилых и производственных территорий (дороги), а также непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки (проезды) (таблица 11.3 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр).

Внутриквартальные дороги - это объект транспортной инфраструктуры, дорога, которая расположена в пределах отдельного квартала и предназначена для предоставления непосредственного проезда к внутриквартальным участкам застройки, а также для связи с местными и основными улицами (дорогами) поселения.

Поскольку квартал – «малый» элемент территории поселения, то внутриквартальные дороги относятся, как правило, к дорогам общего пользования местного значения или к частным автомобильным дорогам (в т.ч. местные улицы и проезды (внутриквартальные).

Согласно Правилам дорожного движения понятие «дорога» - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии», «проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств».

Таким образом, внутриквартальный проезд представляет собой обустроенную и используемую для движения транспортных средств полосу земли, предназначенную для движения безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

Учитывая вышеизложенные положения законодательства, вывод суда первой инстанции о том, что внутриквартальные проезды являются дорогами общего пользования местного значения, является правильным.

Поскольку указанный межквартальный проезд (дорога общего пользования местного значения) не включена в реестр муниципального имущества, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию г.Ульяновска обязанность по включению межквартального проезда в реестр муниципального имущества. 

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

Под дорожной деятельностью в соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п.1 ст.13 указанного Федерального осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления, которое как собственник в соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

К числу полномочий администрации г. Ульяновска в соответствии с                        п.3 ч.6 ст.38 Устава муниципального образования «город Ульяновск»,                           утв. решением Ульяновской Городской Думой от 23.09.2014 № 119, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

В ходе рассмотрения дела установлено, что внутриквартальный проезд, проходящий от д.9 по пр.Туполева вдоль д.6 по ул.Алексея Наганова находятся в ненадлежащем техническом состоянии, что подтверждается актом проверки от 04.06.2021, проведенной совместно сотрудником прокуратуры Заволжского района г.Ульяновска и государственного инспектора дорожного надзора ЦДиТНППБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции обоснованно  возложил на администрацию г.Ульяновска, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, обязанность  по ремонту проезжей части.

Доводы администрации г.Ульяновска были предметом исследования в суде первой инстанции. В решении суда им дана верная юридическая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 26 июля                  2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное  апелляционное определение изготовлено в окончательной  форме 18 ноября 2021 года