Судебный акт
Оспаривание решения комиссии
Документ от 09.11.2021, опубликован на сайте 26.11.2021 под номером 96575, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2021-006049-39

Судья Бирюкова О.В.                                                        Дело № 33-4199/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     9 ноября 2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело 2-3411/2021 по апелляционной жалобе Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского  районного суда города Ульяновска от 24 июня 2021 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора Новоспасского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях от 09.08.2018 об отказе Грудину Леониду Леонидовичу *** г.р. факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: ***.

Обязать  Министерство семейной, демографической политики и  социального благополучия Ульяновской области включить Грудина Леонида  Леонидовича *** г.р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Гнусаревой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Данилова Е.В.,  возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Новоспасского района Ульяновской области, действуя в интересах Грудина Л.Л.,  обратился в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и  социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным решения об установлении факта невозможности проживания, возложении обязанности включить  в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Новоспасского района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Грудин Л.Л. относится к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является инвалидом ***.

Грудин Л.Л. зарегистрирован  по адресу: ***. Данное жилое помещение предоставлено администрацией МО «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района семье Грудиной Л.Л. с учетом членов ее семьи: ***А., Г***., В.***., Грудиным Л.Л. на основании договора социального найма №47 от 04.03.2009. Грудин Л.Л. 05.03.2014 обратился в администрацию МО «Новоспасский район» с заявлением о принятии его на учет для получения жилой площади в связи с непригодностью для проживания предоставленного ему жилья. Согласно заключению межведомственной комиссии от 17.04.2014 №4 жилой дом №*** является непригодным для проживания, в связи с чем, администрация МО «Новоспасский район» 29.12.2014 постановила признать Грудина Л.Л. нуждающимся в жилом помещении и приняла его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

07.08.2018 Грудин Л.Л. обратился в комиссию по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: ***. Решением комиссии от 09.08.2018 Грудину Л.Л. отказано в установлении факта невозможности проживания в указанном жилом помещении, так как не предоставлено решение о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, принятое органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества. В январе 2020 Грудин Л.Л. обратился к ответчику повторно, в чем ему было повторно отказано.

Прокурор просил признать незаконным решение комиссии Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области направленное истцу 10.08.2018 об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Обязать ответчика принять решение об установлении факта невозможности проживания Грудина Л.Л. в ранее занимаемом помещении. Обязать ответчика включить Грудина Л.Л. в список детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего, самостоятельные исковые требования на предмет иска, привлечено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы  ссылается на ч. 4 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 №159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 Постановления Правительства Ульяновской области от 25.03.2013 №96-П «Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются». Не состоятелен, по мнению автора жалобы, является довод прокурора о том, что Министерство обязано самостоятельно запрашивать документы, подтверждающие факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, поскольку именно законодательство обязывает именно заявителей предоставить указанные документы. При этом отмечает, что решение органа местного самоуправления, подтверждающее факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, представлено не было. Вместе с тем обращает внимание на то, что межведомственная комиссия является коллегиальным органом, уполномоченным на принятие заключений, созданным при органе местного самоуправления, которое, в свою очередь, на основании указанного заключения принимает решение о признании помещения непригодным для проживания, о чем прямо указано в абз. 7 п. 7 Положения. Также ошибочным, по мнению автора жалобы, является вывод суда о том, что межведомственная комиссия не является органом местного самоуправления. Считает, что поскольку отсутствовал документ администрации о признании жилого помещения непригодным для проживания, Комиссия по установлению факта невозможности проживания приняла законное решение отказать Грудину Л.Л. в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: ***, поскольку площадь на одного человека превышает учетную норму. Таким образом, по мнению автора жалобы, нельзя считать действия Министерства незаконными при принятии оспариваемого  решения.  Просит учесть, что Министерство действовало строго в соответствии с нормами закона, которые обязывают принимать в качестве подтверждения факта решение органа местного самоуправления (решение оформляется в виде Постановления), а не заключения межведомственной комиссии, которая не является органом местного самоуправления.

Дело рассмотрено в отсутствие  не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 20 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь , предоставляемую государством.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Базовым  нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 01.05.2017 № 89-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Грудин Л.Л., *** года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Грудина Л.Л. – С***. умерла ***, что подтверждено свидетельством о смерти *** № *** от 22.05.2007. Отец Грулина Л.Л. – Г***. умер ***, что подтверждено свидетельством о смерти *** № *** от 15.10.2008.

Грудин Л.Л. является инвалидом ***.

24.11.2008 над Грудиным Л.Л. установлена опека и он передан опекуну ***Л.  в приемную семью на основании договора о приемной семье от  04.03.2009.

24.11.2008 Постановлением главы МО «Новоспасский район Ульяновской области» за Грудиным Л.Л.  закреплено право пользования жилым помещением по адресу: ***. Данное жилое помещение предоставлено администрацией МО «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района семье ***Л. с учетом членов ее семьи: ***А., Г***., В.***., Грудина Л.Л. на основании договора социального найма №47 от 04.03.2009.

05.03.2014 Грудин Л.Л. обратился в администрацию МО «Новоспасский район» с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с непригодностью для проживания ранее предоставленного по договору социального найма помещения.

В соответствии с актом обследования  жилого помещении дома *** от 17.04.2014  непригоден для проживания, основные несущие конструкции  данного дома находятся в недопустимом состоянии для дальнейшей эксплуатации.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 17.04.2014 №4 жилой дом №*** является непригодным для проживания, в связи с чем, Постановлением № 1323 администрации МО «Новоспасский район» 29.12.2014  Грудин Л.Л. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен  на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

07.08.2018 Грудин Л.Л. обратился в комиссию по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: ***.

Решением комиссии от 09.08.2018 Грудину Л.Л. отказано в установлении факта невозможности проживания в указанном жилом помещении, так как не предоставлено решение о признании жилого помещения непригодном для проживания граждан, принятое органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества.

В январе 2020 года Грудин Л.Л. обратился к ответчику с указанным заявлением повторно, в чем ему было повторно отказано, при этом,  в январе 2020 года  Грудину Л.Л. было отказано формально, на основании решения комиссии от 09.08.2018, без проведения соответствующего заседания комиссии.

Полагая решения  комиссии незаконными, прокурор Новоспасского района  Ульяновской области, действуя в интересах Грудина Л.Л.обратился в суд с настоящим иском.

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд верно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и  правильно применил закон, подлежащий применению, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

При этом суд обоснованно исходил из следующего.    

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Основания признания невозможным проживания в жилом помещении установлены п. 4 статьи 8.

Согласно п. 5 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

01.01.2013 вступил в силу Закон Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

В соответствии со ст. 2 указанного Закона, право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота соответственно), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Во исполнение Закона Ульяновской области от 21.12.2012 N 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»,  Правительство Ульяновской области утвердило Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 25.03.2013 N 96-П «Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются», документами, подтверждающими факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, являются, в том числе -  решение о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принятое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, в случае, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Согласно п.46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 269, которое вступило в силу с 4 апреля 2015 года, введена норма -  абз. 7 п. 7 Положения, которой  установлено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Грудин Л.Л., обращаясь в 2018 году к ответчику с заявлением об установлении факта невозможности проживания, предоставил соответствующий документ -  заключение межведомственной комиссии от 17.04.2014 за № 4, т.е.  принятый  до 04.04.2015, предусмотренный  Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.03.2013 N 96-П.  Именно на основании данного заключения Грудин Л.Л.  администрацией МО «Новоспасский район» 29.12.2014 был признан  нуждающимся в жилом помещении и принят  на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Тем самым, орган местного самоуправления фактически признал факт непригодности для проживания закрепленного за Грудинным Л.Л. жилого помещения.

Исходя из вышеизложенного вывод суда о незаконности отказа ответчика в установлении факта невозможности проживания Грудина Л.Л. в ранее занимаемом жилом помещении является правомерным.

Таким образом, суд обоснованно удовлетворил требования истца о признании незаконным решения об установлении факта невозможности проживания Грудина Л.Л. в ранее занимаемом помещении, возложении обязанности включить Грудина Л.Л. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Ответчиком не оспаривается сам факт того, что жилое помещение, закрепленное за Гридиным Л.Л. является непригодным для проживания, отказывая в принятии решения о невозможности проживания истца в закрепленном за ним жилом помещении только по основанию предоставления документа, не предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 269 .

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением, основаны на неверном толковании и применении норм материального права, а потому основанием к отмене судебного решения не являются.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского  районного суда города Ульяновска от 24 июня 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства семейной, демографической политики и  социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.11.2021