Судебный акт
Л предоставлении дополнительного отпуска
Документ от 14.12.2021, опубликован на сайте 27.12.2021 под номером 97311, 2-я гражданская, о предоставлении дополнительных календарных дней отпуска за вредные условия труда, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2021-007030-06

Судья Богомолов С.В.                                                                          Дело № 33-4744/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    14 декабря 2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре  Айзатулловой Ф.Ж.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3879/2021 по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 августа 2021 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Смоляковой Марины Анатольевны удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Ульяновскэлектротранс» предоставить Смоляковой Марине Анатольевне дополнительный отпуск за период работы с 20 ноября 2019 года по 19 ноября 2020 года в количестве двенадцати календарных дней.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс» Широковой О.Н.,  поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Смолякова М.А. обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию (далее – МУП, Предприятие) «Ульяновскэлектротранс» о возложении обязанности предоставить дополнительный отпуск в количестве 12 календарных дней. В обоснование иска указала, что она состоит в трудовых отношениях с МУП «Ульяновскэлектротранс» в должности ***. По условиям трудового договора она имеет право на дополнительный отпуск за вредные условия труда продолжительностью 12 календарных дней, которые всегда предоставлялись ежегодно совместно с основным оплачиваемым отпуском. В 2020 году при ознакомлении с приказом о предоставлении очередного отпуска в соответствии с графиком отпусков она узнала, что 12 календарных дней к очередному отпуску за вредные условия труда ей не предоставлены. Просила обязать ответчика предоставить ей 12 дней дополнительного отпуска за вредные условия труда за период работы с 20 ноября 2019 года по 19 ноября 2020 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МУП «Ульяновскэлектротранс» считает решение суда незаконным и подлежащим отмене в части предоставления 5 календарных дней дополнительного отпуска. В обоснование жалобы указывает, что в судебное заседание были представлены больничные листы, которые подтверждают факт временной нетрудоспособности Смоляковой М.А. в течение длительного периода, в связи с чем она не имеет права на 5 календарных дней дополнительного отпуска. Обращает внимание, что в силу закона в стаж для дополнительного отпуска за вредные (опасные) условия труда включается только фактически отработанное в таких условиях время.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, извещенной о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом ответчика от 19 июля 2012 года  № 1305-л/с Смолякова М.А. была принята на должность ***  в МУП «Ульяновскэлектротранс».

18 июля 2012 года между сторонами заключен трудовой договор № ***, в котором указано, что Смолякова М.А. принята на работу на должность ***, дата начала работы – 19 июля 2012 года (пункт 1.2).

Согласно пункту 4.1 трудового договора характеристика условий труда – вредные.

Разделом 7 трудового договора работнику установлено 12 дополнительных дней  отпуска за работу с вредными условиями труда.

Соглашением № 1599 от 5 октября 2020 года в трудовой договор с истцом были внесены изменения, в том числе в раздел 7, пунктом 7.1 которого предусмотрено, что работнику устанавливается повышенный размер оплаты труда за работу с вредными условиями труда согласно Положению об оплате труда работников МУП «Ульяновскэлектротранс».

Поскольку за период работы с 20 ноября 2019 года по 19 ноября 2020 года дополнительный отпуск за вредные условия Смоляковой М.А. предоставлен не был, она обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции на основании анализа и оценки собранных по делу доказательств пришел к верному по существу спора выводу о наличии у истца права за спорный период на отпуск за вредные условия труда, что было предусмотрено трудовым договором до внесения в него изменений.

Вместе с тем, при определении продолжительности дополнительного отпуска, на который истец имеет право за спорный период, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, что в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для изменения судебного решения.

Статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации к числу обязательных для включения в трудовой договор условий относит в том числе режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37 часть 3); каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 37 часть 5); каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41 часть 1).

В соответствии со ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами.

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено данным Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Согласно ст. 117 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (часть 1).

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой данной статьи, составляет 7 календарных дней (часть 2).

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (часть 3).

Статьей 121 Трудового кодекса Российской Федерации Российской Федерации определен порядок исчисления стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска. Предусмотрено, что в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, наряду со временем фактической работы и иными указанными в статье периодами, включается также время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха.

В отличие от указанного порядка исчисления стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска, частью 3 статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиум Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановлением от 21 ноября 1975 года № 273/П-20 утвердили Инструкцию о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее - Инструкция).

Абзацем 3 пункта 8 данной Инструкции было предусмотрено, что в стаж работы, дающий право на получение дополнительного отпуска работникам, также включаются: период временной нетрудоспособности (подпункт «а»); время отпуска по беременности и родам, время выполнения женщинами легких работ в связи с беременностью, а также время выполнения женщинами других работ, на которые они были переведены в связи с кормлением ребенка грудью или наличием детей в возрасте до одного года (подпункт «б»); время выполнения государственных и общественных обязанностей (подпункт «в»).

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2004 года №ГКПИ 2004-481 абзац 3 пункта 8 Инструкции признан не действующим с 1 февраля 2002 года (со дня введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации Российской Федерации) как противоречащий части 3 статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 Инструкции при исчислении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск или выплату компенсации за него пропорционально проработанному времени, количество полных месяцев работы в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда определяется делением суммарного количества дней работы в течение года на среднемесячное количество рабочих дней. При этом остаток дней, составляющий менее половины среднемесячного количества рабочих дней, из подсчета исключается, а остаток дней, составляющий половину и более среднемесячного количества рабочих дней, округляется до полного месяца.

Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает механизма исчисления стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск. Пунктом 10 Инструкции такой порядок определен и подлежит применению в силу части 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации Российской Федерации.

Материалами дела подтверждено, что в период с 20 ноября 2019 года по 19 ноября 2020 года Смолякова М.А. была временно нетрудоспособна в течение 158 дней, в связи с чем не работала во вредных условиях труда (в 2019 году: с 16 по 25 декабря; в 2020 году: с 8 по 11 января; с 21 по 25 января; с 6 по 14 февраля; с 22 по 29 февраля; с 13 по 16 марта; с 1 по 15 апреля; с 6 по 8 мая; с 18 по 22 мая; с 10 по 15 июня; с 22 по 29 июня; с 1 по 10 августа; с 21 по 25 августа; с 26 августа по 7 сентября; с 8 по 21 сентября; с 10 октября по 2 ноября; с 6 по 20 ноября).

Приказом МУП «Ульяновскэлектротранс» № 588-л/с от 16 апреля 2020 года Смоляковой М.А. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком – Смоляковой С.А., 26 апреля 2017 года рождения, до достижения им возраста трех лет.

С учетом данных обстоятельств, фактического времени работы Смоляковой М.А. во вредных условиях труда, она имеет право на дополнительный отпуск за вредные условия труда за период с 20 ноября 2019 года по 19 ноября 2020 года продолжительностью семь календарных дней.

С учетом изложенного решение суда подлежит изменению в части продолжительности дополнительного отпуска за вредные условия труда, который МУП «Ульяновскэлектротранс» должно предоставить Смоляковой М.А. за период с 20 ноября 2019 года по 19 ноября 2020 года, продолжительность отпуска подлежит уменьшению до семи календарных дней. 

Оснований для взыскания с истца в пользу МУП «Ульяновскэлектротранс» расходов по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы, на что указано ответчиком в жалобе, не имеется, так как в силу ст. 393 Трудового кодекса Российской Федерации работники по трудовым спорам освобождены от всех видов судебных расходов.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 августа 2021 года изменить, уменьшить продолжительность дополнительного отпуска, который муниципальное унитарное предприятие «Ульяновскэлектротранс» должно предоставить Смоляковой Марине Анатольевне за период с 20 ноября 2019 года по 19 ноября 2020 года, - до семи календарных дней. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  15.12.2021.