Судебный акт
Об устранении нарушений
Документ от 21.12.2021, опубликован на сайте 27.12.2021 под номером 97317, 2-я гражданская, об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2021-005742-33

Судья Евдокимова И.В.                                                                Дело № 33а-4912/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     21 декабря 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Пулькиной Н.А.,                    

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Гортепло» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 10 сентября 2021 года по делу № 2а-1868/2021, по которому постановлено:

Обязать  муниципальное  унитарное предприятие «Гортепло» в срок до                   1 августа 2023 года: 

организовать персонал физической защиты котельной № 16 (ул.Л. Чайкиной, д.12), котельной № 23 (ул.Куйбышева, д.235/2), котельной № 25 (ул.Куйбышева,              д.256);

оборудовать котельную № 3 (ул.Т.Потаповой, д.171а), котельную № 16 (ул.Л.Чайкиной, д.12), котельную № 23 (ул.Куйбышева, д.235/2), котельную № 25 (ул.Куйбышева, д.256) основным ограждением;

оборудовать запретную зону на котельной № 3 (ул.Т.Потаповой, д.171а), котельной №16 (ул.Л.Чайкиной, д.12), котельной №23 (ул.Куйбышева, д.235/2), котельной №25 (ул.Куйбышева, д.256);

оборудовать котельную № 3 (ул.Т.Потаповой, д.171а), котельную № 16 (ул.Л.Чайкиной, д.12), котельную № 23 (ул.Куйбышева, д.235/2), котельную № 25 (ул.Куйбышева, д.256) постовыми будками;

оборудовать оконные проемы уязвимых мест котельной №3                             (ул.Т. Потаповой, д.171а), котельной № 16 (ул.Л.Чайкиной, д.12), котельной №23 (ул.Куйбышева, д.235/2), котельной №25 (ул.Куйбышева, д.256) защитными металлическими конструкциями;

оборудовать котельную №3 (ул.Т.Потаповой, д.171а), котельную №16 (ул.Л.Чайкиной, д.12), котельную №25 (ул.Куйбышева,д.256) предупредительными и разграничительными знаками;

оборудовать котельную №3 (ул.Т.Потаповой, д.171а), котельную №16 (ул.Л.Чайкиной, д.12), котельную №23 (ул.Куйбышева, д.235/2), котельную №25 (ул. Куйбышева, д.256) контрольно-пропускными пунктами для прохода людей, предназначенными для осуществления пропускного режима;

оборудовать котельную №3 (ул. Т.Потаповой, д. 171а), котельную №16 (ул.Л.Чайкиной, д. 12), котельную №23 (ул. Куйбышева, д. 235/2), котельную №25 (ул. Куйбышева, д.256) системой охранной сигнализации по периметру объектов, обеспечивающих получение и обработку тревожных извещений с периметральных средств обнаружения информации о тревожных событиях, с возможным дублированием на удаленном посту;

оборудовать котельную №3 (ул. Т. Потаповой, д. 171а), котельную №16 (ул.Л.Чайкиной, д. 12), котельную №23 (ул. Куйбышева, д. 235/2), котельную №25 (ул. Куйбышева, д. 256) стационарной кнопкой для извещения о тревоге с выводом на внешний оповещатель и стационарной кнопкой для подачи извещения о тревоге, с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел;

оборудовать котельную №3 (ул.Т.Потаповой, д.171а), котельную №16 (ул.Л.Чайкиной, д. 12), котельную №23 (ул. Куйбышева, д. 235/2),  котельную №25 (ул. Куйбышева, д. 256) телевизионной системой охраны;

оборудовать котельную №3 (ул.Т.Потаповой, д.171а), котельную №16 (ул.Л.Чайкиной, д.12), котельную №23 (ул.Куйбышева, д.235/2) охранным освещением;

оборудовать котельную №3 (ул.Т.Потаповой, д.171а), котельную №16  (ул.Л.Чайкиной, д. 12), котельную №23 (ул. Куйбышева, д. 235/2), котельную №25 (ул. Куйбышева, д. 256) системой звукового оповещения.

В удовлетворении требований прокурора г.Димитровграда в интересах неопределенного круга лиц к комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда, администрации города Димитровграда  о понуждении  к совершению определенных действий отказать.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя муниципального унитарного предприятия «Гортепло» - Сараева А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации города Димитровграда – Шулимовой О.В.,  прокурора                Федечко Ф.И., представителя  Комитета  по управлению имуществом города Димитровграда – Кабанкиной С.К., полагавших решение суда законным и обоснованным,   судебная коллегия

 

установила:

прокурор г. Димитровграда Ульяновской области, действуя  в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к муниципальному унитарному предприятию «Гортепло» (МУП «Гортепло»), Комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации г. Димитровграда, администрации г.Димитровграда о понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской  проверки   выявлены нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности  и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

В  ходе проведенной проверки котельных № 3, 16, 23, 25 МУП «Гортепло» установлено, что мероприятия по инженерно-техническому оснащению вышеуказанных котельных не выполнены. На объектах отсутствует персонал физической защиты, не  установлено основное ограждение, не оборудована запретная зона, не установлены постовые будки,  оконные проемы объектов топливо-энергетического комплекса уязвимых мест не оборудованы защитными металлическими конструкциями, отсутствуют предупредительные и разграничительные знаки, котельные не оборудованы контрольно-пропускными пунктами для прохода людей, предназначенных для осуществления пропускного режима на охраняемых территориях, отсутствует однорубежная система охранной сигнализации по периметру объекта, обеспечивающая получение и обработку тревожных извещений с периметральных средств обнаружения информации о тревожных событиях с возможным дублированием на удаленном посту, котельные не оборудованы стационарной кнопкой для извещения о тревоге с выводами на внешний оповещатель и стационарные кнопки для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел,  отсутствует телевизионная система охраны,  отсутствует охранное освещение, отсутствуют средства и системы звукового оповещения.

Просил  обязать МУП «Гортепло», Комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации г. Димитровграда, администрацию г. Димитровграда в срок до 01.08.2023: организовать персонал физической защиты котельных №3,16,  23,25; оборудовать котельные №3,16,23,25  основным ограждением; оборудовать запретную зону на котельных №3,16,23,25; оборудовать котельные №3,16,23,25 постовыми будками; оборудовать оконные проемы уязвимых мест котельных  №3,16,23,25  защитными металлическими конструкциями; оборудовать котельные №3,16,25 предупредительными и разграничительными знаками; оборудовать котельные №3,16, 23, 25 контрольно-пропускными пунктами для прохода людей, предназначенных для осуществления пропускного режима; оборудовать котельные №3,16,23,25 системой охранной сигнализации по периметру объектов, обеспечивающих получение и обработку тревожных извещений с периметральных средств обнаружения информации о тревожных событиях с возможным дублированием на удаленном посту; оборудовать котельные №3,16,23,25  стационарной кнопкой для извещения о тревоге с выводом на внешний оповещатель и стационарной кнопкой для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел; оборудовать котельные №3,16,23,25 телевизионной системой охраны; оборудовать котельные №3,16, 23 охранным освещением; оборудовать котельные №3,16, 23,25 системой звукового оповещения.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц  привлечены муниципальное образование «город Димитровград в лице Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда, Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МУП «Гортепло» не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что                        МУП «Гортепло» в отношении котельных не наделено какими-либо публично-властными полномочиями, поэтому не считает себя субъектом ТЭК, в отличие от органов местного самоуправления. Судом не учтено, что право собственности на котельные зарегистрированы за МО «город Димитровград». Суд применил закон, не подлежащий применению,  не проверил наличие государственной регистрации права хозяйственного ведения за предприятием. Право хозяйственного ведения на  здание котельной № 23  за МУП «Гортепло» не зарегистрировано.  Проведение  мероприятий по установке основных ограждений и запретных зон на котельных               № 16, 23  повлечет нарушение прав собственников смежных земельных участков. Котельная № 23 является объектом культурного наследия.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г.Димитровграда, Управление Росгвардии по Ульяновской области, Комитет по управлению имуществом г.Димитровграда просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме представителя                      МУП  «Гортепло» - Сараева А.Г., представителя администрации г.Димитровграда – Шулимовой О.В.,  прокурора Федечко Ф.И., представителя  Комитета  по управлению имуществом города Димитровграда – Кабанкиной С.К., другие лица, участвующие в деле, не  явились,  извещены надлежащим  образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть  дело в отсутствие  неявившихся  участников  процесса согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено,  что МУП «Гортепло» осуществляет, в том числе,  деятельность по выработке и реализации тепловой энергии для объектов жилищно-коммунального хозяйства и сторонних организаций, по обслуживанию, ремонту наружных тепловых сетей, котельных, котельного оборудования, по эксплуатации  и ремонту основного и вспомогательного котельного оборудования, по выполнению строительно-монтажных работ, по выполнению строительных работ, строительству, реконструкции, по выполнению проектных работ.

Постановлениями администрации г.Димитровграда № 2306 от 29.06.2012,              № 3137 от 04.09.2012 здания ряда котельных, в том числе котельных №3, №16, №23, №25 -  расположенных, соответственно,  по адресам: Ульяновская область,             г.Димитровград, ул.Т.Потаповой, д.171а, ул.Л.Чайкиной, д.12, ул.Куйбышева, д.235/2, ул.Куйбышева, д. 256, исключены  из раздела  «муниципальная казна» реестра муниципальной собственности г.Димитровграда и  закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Гортепло».

Вопреки доводам  апелляционной жалобы,   котельные № 3, 16, 23, 25, закрепленные на праве хозяйственного ведения за МУП «Гортепло», включены в перечень объектов топливно-энергетического комплекса Ульяновской области, подлежащих категорированию, утвержденный 29.05.2020 Губернатором Ульяновской области.

В ходе проведенной  в июне 2020 г. прокуратурой г.Димитровграда проверки соблюдения   МУП «Гортепло» законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса  были выявлены нарушения Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК»: отсутствует персонал физической защиты, не   установлено основное ограждение, не оборудована запретная зона, не  установлены постовые будки,   оконные проемы уязвимых мест не оборудованы защитными металлическими конструкциями, отсутствуют предупредительные и разграничительные знаки, не оборудованы контрольно-пропускными пунктами для прохода людей, предназначенных для осуществления пропускного режима на охраняемых территорий,  отсутствует однорубежная система охранной сигнализации по периметру объекта обеспечивающая получение и обработку тревожных извещений с периметральных средств обнаружения информации о тревожных событиях с возможным дублированием на удаленном посту,  не оборудованы стационарной кнопкой для извещения о тревоге с выводами на внешний оповещатель (автономные) и стационарные кнопки для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел,  отсутствует телевизионная система охраны, отсутствует охранное освещение, отсутствуют средства и системы звукового оповещения.

29.06.2020 директору МУП «Гортепло» внесено представление об устранении нарушений закона, должностное лицо МУП «Гортепло», ответственное за соблюдение  требований  обеспечения безопасности объектов  топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической  защищенности  объектов топливно-энергетического комплекса Калимуллов А.Н.  привлечен к административной  ответственности по ст. 20.30 КоАП РФ.

Удовлетворяя исковые требования в части, руководствуясь                                 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»,  ст.ст.2-7, 12,16 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК», суд первой инстанции исходил из того, что на ответчике лежит обязанность исполнения требований указанных законов путем обеспечения защиты данных объектов на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер.

Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции соглашается,  так как они основаны на правильном применении норм действующего законодательства при разрешении спорных правоотношений.

По делу установлен факт не выполнения  МУП «Гортепло» ряда мероприятий по инженерно-техническому оснащению вышеуказанных котельных, что нарушает постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».

Факт отсутствия надлежащего исполнения требования действующего законодательства нашел подтверждение, а осуществление деятельности                            МУП «Гортепло» без  устранения нарушений может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Вопреки доводам  жалобы, МУП «Гортепло» владеет на законном праве объектом топливно-энергетического комплекса котельными  № 3,16,23,25,  обязан содержать имущество в надлежащем состоянии, в том числе обеспечивать уровень антитеррористической защищенности объектов, поскольку в случае несанкционированного доступа на территорию объектов посторонних лиц с целью совершения противоправных действий ставится под угрозу бесперебойная подача тепловой энергии и горячего водоснабжения населению г.Димитровграда и  социальным объектам, на него обоснованно возложена обязанность обеспечивать уровень антитеррористической защищенности объекта.

В  соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации  собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу абз.5 п.1 ст.216 Гражданского кодекса Российской Федерации  право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

В соответствии со ст.294 Гражданского кодекса Российской Федерации  государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

При передаче объектов  социального использования в  МУП «Гортепло»  был заключен договор о пользовании муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения от 24.09.2012 № 01-12/ПХВ, а также  дополнительное соглашение к нему от  13.11.2012. В соответствии с п.4.1 договора  предприятие несет бремя, связанное с содержанием имущества передаваемого ему по настоящему договору.

В связи с чем, мероприятия в рамках  Федерального закона от 21.07.2011               № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»  обоснованно  возложены судом на МУП «Гортепло».

Иные  доводы жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, обоснованно и мотивированно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                      10 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Гортепло» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме 23.12.2021.