Судебный акт
Ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ
Документ от 23.12.2021, опубликован на сайте 28.12.2021 под номером 97430, Админ. 1 пересмотр, ст.20.6.1 ч.1 КоАП РФ, Изменено в связи с исключением выводов

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0015-02-2021-000645-36

Судья Костычева Л.И.                                                           Дело № 12-342/2021 

 

РЕШЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                   23 декабря 2021 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника акционерного общества «Тандер» Юсипова Вадима Наилевича на постановление судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 20 октября 2021 года,    

установил:

 

постановлением судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области

от 20.10.2021 акционерное общество «Тандер» (далее – АО «Тандер», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник АО «Тандер» Юсипов В.Н. не соглашается с вынесенным постановлением судьи, просит его отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указывает на нарушение процедуры проведения проверки и привлечения юридического лица к административной ответственности, в виду нарушения норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку АО «Тандер» не было извещено надлежащим образом о проведении проверки, не было ознакомлено с распоряжением о проведении данной проверки, по результатам проверки не был составлен акт проверки, и копия акта не вручалась представителю АО «Тандер», внеплановая проверка по итогам рейдового осмотра не проводилась.

Лицо, проводившее осмотр помещений при проверке не было наделено полномочиями на проведение проверки (мониторинга), осмотра помещений, на возбуждение дела об административном правонарушении и составление протокола об административном правонарушении.

Административное расследование в отношении АО «Тандер» не проводилось. Осмотр помещений общества проводился без участия представителя АО «Тандер», понятых и без применения средств видеозаписи.

Полагает, что в действиях АО «Тандер» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, поскольку административным органом не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие вменяемые нарушения.

Считает, что материалами дела не подтверждены и не соответствуют действительности  выводы  административного  органа о нарушении АО  «Тандер» требований  Распоряжения  Губернатора Ульяновской  области  от  22.04.2020 № 356-р.  Кроме того обществом предпринимаются действия, направленные на сдерживание коронавирусной инфекции. Ссылается на судебную практику по аналогичным делам.

Подробно позиция защитника АО «Тандер» Юсипова В.Н. изложена в жалобе. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование.

Изучив доводы ходатайства о восстановлении срока на обжалование и материалы дела в части, касающейся заявленного ходатайства, прихожу к выводу о том, что срок для подачи жалобы не пропущен.

Изучив    доводы  жалобы,  проверив   материалы  дела  в соответствии  с  ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав защитника АО «Тандер» Баранову С.С., поддержавшую и дополнившую доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что вмененное АО «Тандер» деяние верно квалифицировано по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане и организации  обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп.«б» п.6 ст.4.1, п.п.«а», «у», «ф» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Во исполнение приведенных выше положений законодательства Российской Федерации 12.03.2020 Губернатором Ульяновской области принят указ  №19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности» (с изменениями и дополнениями (далее указ Губернатора Ульяновской области № 19).

Подпунктами 9.2.3, 9.2.5 и 9.2.6 указа Губернатора Ульяновской области №19, в редакции, действовавшей на дату совершения вменяемого обществу правонарушения, установлены следующие обязанности организациям торговли и организациям, предоставляющим услуги населению:

- обеспечить использование в торговых залах и иных помещениях с массовым и (или) постоянным пребыванием лиц устройств для обеззараживания воздуха, в том числе рециркуляторов, в соответствии с требованиями (рекомендациями) Роспотребнадзора;

- определить ответственного работника, который будет обеспечивать при входе в организацию (помещение) контроль обработки посетителями рук специальным раствором для дезинфекции (или дезинфицирующей салфеткой) и использования средств индивидуальной защиты органов дыхания.

В случае отсутствия у посетителя средств индивидуальной защиты органов дыхания ответственный работник не допускает посетителя в организацию (помещение). Ответственный работник вправе предоставить посетителю средства индивидуальной защиты органов дыхания на платной или бесплатной основе;

- не допускать реализацию товаров и предоставление услуг лицам, не имеющим средств индивидуальной защиты, указанных в пп.9.2.5 настоящего подпункта.

Материалами дела установлено, что 04.08.2021 в 12 часов 16 минут в ходе проведения мониторинга торговых объектов мониторинговой группой управления контроля (надзора) и регуляторной политики администрации Губернатора Ульяновской области установлено, что в магазине «Магнит» АО «Тандер» по адресу: Ульяновская область, Кузоватовский район, р.п.Кузоватово, ул.Карла Маркса, д.20 не исполняются вышеприведенные требования указа Губернатора Ульяновской области №19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности», поскольку в торговом зале магазина отсутствует устройство для обеззараживания воздуха, в том числе рециркулятор, не определен ответственный работник, осуществляющий контроль за обработкой посетителями рук специальным раствором для дезинфекции, использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания, установлены факты обслуживания посетителей без средств индивидуальной защиты органов дыхания на кассе в торговом зале магазина, установлены факты допуска посетителей в торговый зал магазина без средств индивидуальной защиты органов дыхания.  

Вина АО «Тандер» в совершении вменяемого правонарушения в указанной части подтверждается исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в постановлении доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, которые оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление является законным, вынесенным судьей с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Доводы жалобы о ненадлежащем извещении АО «Тандер» о времени и месте составления протокола, рассмотрения дела об административном правонарушении подлежат отклонению, поскольку опровергаются доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Так 13.08.2021 Агентством ветеринарии Ульяновской области в адрес АО «Тандер» было направлено извещение о том, что составление протокола об административном правонарушении назначено на 07.09.2011. Указанное извещение получено юридическим лицом 23.08.2021 (л.д.4, 20).

Копия данного протокола своевременно направлена в адрес АО «Тандер» контролируемым почтовым отправлением и также получена им.

О дне, месте и времени рассмотрения дела суд первой инстанции надлежащим образом известил АО «Тандер» по адресу регистрации юридического  лица, что следует из сведений, представленных на официальном сайте АО «Почта России».

Основанными  на неверном толковании закона являются доводы жалобы о нарушении при проведении проверки положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и ст.27.8 КоАП РФ.

Так, согласно п.12.1 указа Губернатора Ульяновской области №19 правительству Ульяновской области поручено сформировать рабочие группы для проведения мониторинга осуществления санитарно-эпидемиологических мер и обязательных правил поведения, предусмотренных настоящим указом. При этом из акта от 30.06.2021 следует, что рассматриваемые нарушения выявлены мониторинговой группой (л.д.20-21).

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение мониторинговой группой управления контроля  (надзора) и регуляторной политики администрации Губернатора Ульяновской области признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ в рамках полномочий, определенных указом Губернатора Ульяновской области №19.

Следовательно, довод жалобы о проведении мониторинга неуполномоченным лицом со ссылкой на распоряжение Губернатора Ульяновской области от 17.06.2020 №559-р не влечет признание полученных доказательств недопустимыми.

При этом в порядке ст.27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих АО "Тандер" помещений указанными должностными лицами по настоящему делу не проводился, в связи с чем оснований для составления протокола осмотра помещений не имелось.

Протокол об административном правонарушении  составлен уполномоченным в соответствии с ч.6.4 ст.28.2 КоАП РФ и
указом Губернатора Ульяновской области от 03.04.2020 N 41 "Об утверждении перечня должностных лиц исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.6.1 КоАП РФ " должностным лицом.   

Таким образом, в рассматриваемом случае к обстоятельствам проведения  мониторинга и фиксации выявленных нарушений положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и ст.27.8 КоАП РФ применению не подлежали.

Доводы жалобы о том, что использование организациями торговли в торговых залах с массовым и (или) постоянным пребыванием лиц устройств для обеззараживания воздуха носит рекомендательный характер, основан на неверном толковании пп.9.2.3 указа Губернатора Ульяновской области №19, который в императивной форме закрепляет указанную обязанность за организациями торговли и организациями, предоставляющими услуги населению.

Иные доводы жалобы, в том числе ссылка на иную судебную практику, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного постановления.

Наказание АО «Тандер» в виде штрафа в размере 100 000 рублей  назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ. Вид и размер наказания соразмерен совершенному правонарушению и соответствует установленным в ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ целям административного наказания.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу акта, не допущено.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа и судьей нарушений принципов и порядка привлечения к административной ответственности, закрепленных в ст.ст. 1.6, 28.3, 29.10 КоАП РФ, не допущено.

Вместе с тем имеются основания для изменения постановления судьи.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для вынесения обжалуемого постановления послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о нарушении обществом санитарных правил, в том числе в части обслуживания посетителей без перчаток и допуска посетителей в торговый зал магазина без перчаток.

В то же время на момент фиксации указанных нарушений, они не были предусмотрены указом Губернатора Ульяновской области №19.

Частью 3 ст.30.6 КоАП РФ установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо проверяют дело в полном объеме.

При таких обстоятельствах по настоящему делу из объема вины
АО «Тандер» подлежат исключению выводы о нарушении указа Губернатора Ульяновской области N 19 в части обслуживания посетителей без перчаток и допуска посетителей в торговый зал магазина без перчаток.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 20 октября 2021 года, изменить.

Исключить из объема вины АО «Тандер» выводы о нарушении указа Губернатора Ульяновской области N 19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности» в части обслуживания посетителей без перчаток и допуска посетителей в торговый зал магазина без перчаток.

В остальном постановление оставить без изменения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                              В.Г. Буделеев