Судебный акт
Об организации услуги по транспортировке к месту лечения
Документ от 11.01.2022, опубликован на сайте 20.01.2022 под номером 97565, 2-я гражданская, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Довженко Т.В.                                 73RS0014-02-2021-000427-64           

Дело №33- 45/2022 (33-5027/2021)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 11 января 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Федоровой Л.Г.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-2-163/2021 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области  на решение Николаевского районного суда города Ульяновска от 16 сентября 2021 года, по которому постановлено:

исковые требования исполняющего обязанности прокурора Павловского района Ульяновской области, действующего в защиту законных интересов Филиппова Вадима Александровича, удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Филиппова Вадима Александровича, *** года рождения, от места его жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного *** в р.п. Новоспасское и обратно в соответствии с графиком лечения.

В удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Павловского района Ульяновской области, действующего в защиту законных интересов Филиппова Вадима Александровича, к государственному учреждению здравоохранения «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина», отказать.

В удовлетворении требований об обращении решения суда к немедленному исполнению отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Исполняющий обязанности прокурора Павловского района Ульяновской области обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина».

В обоснование иска указано, что прокуратурой Павловского района Ульяновской области проведена проверка исполнения законодательства об оказании специализированной и бесплатной медицинской помощи населению. В ходе данной проверки установлено, что Филиппов В.А. является инвалидом ***. Инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан. Проведение заместительной почечной терапии методом программного *** является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения. На территории Ульяновской области медицинская услуга по проведению заместительной *** оказывается ООО «Фрезениус Нефрокея», расположенным по адресу: Ульяновская область, р.п. Новоспасское, пл. Семашко, 10. Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного ***, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры ***. В связи с тем, что Филиппов В.А. по состоянию своего здоровья, не имеет возможности самостоятельно три раза в неделю круглогодично посещать указанный медицинский центр, расположенный в р.п. Новоспасское Ульяновской области, чтобы получить жизненно необходимое лечение, а также тем, что у него отсутствует личный транспорт, подвоз его до диализного центра и обратно осуществляется за счет средств муниципального бюджета администрации муниципального образования «Павловский район» в соответствии с утвержденной муниципальной комплексной программы «Забота» на 2019-2021 годы в муниципальном образовании «Павловский район» (постановление администрации муниципального образования «Павловский район» от 20.12.2018 №514).

Однако в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения организация подвоз пациентов до *** центра и обратно не относится. Значительное территориальное удаление больных от учреждения, оказывающего заместительную *** терапию, затрудняет получение пациентами данной медицинской услуги, а неисполнение обязанностей Министерством здравоохранения Ульяновской области по принятию мер по обеспечению доступности медицинской помощи влечет за собой невозможность получения больным указанной медицинской услуги, создает угрозу их жизни и здоровью.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 13.08.2002 №254 «О совершенствовании организации оказания *** помощи населению Российской Федерации» *** является основным методом заместительного лечения *** недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества. Согласно п.1, 6 Положения об организации деятельности отделения ***, утвержденного названным приказом, отделение *** является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении *** заместительной терапии методами гемо- и перитонеального ***. Финансирование данного вида специализированной помощи на территории области на 2021 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы. На территории региона функции по организации специализированной медицинской помощи, в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области 16.11.2018 №25/565-П возложены на Министерство здравоохранения Ульяновской области. Учитывая изложенное, доставка пациентов для проведения заместительной ***й терапии в р.п. Новоспасское Ульяновской области и обратно, должна осуществляться силами Министерства здравоохранения Ульяновской области. Однако Министерство здравоохранения Ульяновской бездействует и необходимые меры для обеспечения доступности медицинской помощи не осуществляет. Значительное территориальное удаление больных от учреждения, оказывающего заместительную *** терапию, затрудняет получение пациентами данной медицинской услуги, а неисполнение обязанностей Министерством здравоохранения Ульяновской области по принятию мер по обеспечению доступности медицинской помощи влечет за собой невозможность получения больным указанной медицинской услуги, создает угрозу их жизни и здоровью.

Просил суд обязать ответчика организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Филиппова Вадима Александровича, *** года рождения, от места его жительства, до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного *** в р.п. Новоспасское и обратно в соответствии с графиком лечения;

решение обратить к немедленному исполнению, в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья истца, поскольку получение специализированной помощи методом заместительной почечной терапии является жизненно необходимой.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что Филиппов В.А в оказании скорой медицинской помощи либо в осуществлении медицинской эвакуации не нуждается, медицинская помощь оказывается ему в плановом порядке,  при этом необходимости в экстренной доставке в лечебное учреждение не имеется. Бесплатная медицинская услуга по транспортировке в медицинскую организацию при амбулаторном лечении не предусмотренная действующим законодательством, является нецелевым расходованием финансовых средств. Перевозка пациента на автомобильном транспорте не является медицинской       услугой, а относится к числу транспортных услуг, поскольку медицинская помощь не оказывается во время следования пациента к месту лечения и обратно. Медицинская услуга ***а предоставляется медицинской организацией ООО «Фрезениус Нефрокея» в рамках Территориальной программы государственных гарантий и оплачивается из средств ТФОМС. 

Прямого указания на исполнение обязанности по доставке на *** и определения органа исполнительной власти или юридического лица как исполнителя данной обязанности, действующее законодательство не содержит

Филиппов В.А. получает данный вид медицинской помощи за счет средств Территориальной программы государственных гарантий в ООО «Фрезениус Нефрокея». Данный вид помощи организован для Филиппова В.А. Ему оказывается помощь в виде осуществления подвоза в *** Центр. Кроме того, в п.5.8 Территориальной программы Ульяновской области указано, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической *** недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно. Соответственно такое финансирование является правом, а не обязанностью.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Павловского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

В соответствии со ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Филиппов В.А. является инвалидом ***, что подтверждается справкой МСЭ-2009 №*** Филиппов В.А. страдает хронической болезнью ***.

Филиппов В.А. по состоянию здоровья находится на постоянном лечении процедурой *** с 01.07.20*** в ближайшем к его месту жительства центре *** - диализном центре ООО «Фрезениус Нефрокеа» в р.п. Новоспасское Ульяновской области по причине ***. График лечения на аппарате «***»: 3 дня в неделю (пн/ср/пт 2 смена 12:00-18:00). Перерывы в лечении *** недопустимы в связи с угрозой для жизни.

Транспортировка истца Филиппова В.А. от места его жительства - ***, до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного *** в ООО «Фрезениус Нефрокеа», расположенное по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, пл. Семашко, 10, и обратно в соответствии с графиком лечения не организована.

Филиппов В.А. в рамках муниципальной комплексной программы «Забота» на 2019-2021 годы муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области получал адресную материальную помощь на оплату транспортных расходов, связанных с необходимостью проведения ***. Согласно сообщения Главы администрации муниципального образования «Павловский район» с 01.08.2021 принято решение о прекращении финансирования подвоза лиц, нуждающихся в лечении до *** центра.

Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.

Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, руководствуясь подлежащим применению законодательством, пришел к выводу о том, что транспортировка больных *** в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного ***, является составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной услуги по транспортировке больных *** от места жительства до места получения медицинской помощи методом *** и обратно в соответствии с графиком *** должна быть возложена на субъект Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения Ульяновской области, поскольку в полномочия последнего входит решение вопросов по оказанию населению специализированной помощи, к которой относится заместительная терапия методом программного ***.

Данные выводы суда соответствуют установленным по делу доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права, гарантирующим доступность гражданам медицинской помощи, необходимой им для жизнеобеспечения.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Исходя из положений пункта 6 статьи 4 и статьи 10 Федерального закона N 323-ФЗ, одним из принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу части 2 статьи 83 Федерального закона N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет:

1) средств обязательного медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования);

3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования);

4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании части 11 статьи 83 указанного Закона источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.

Согласно п.1.1. Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П   Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

Согласно подпункту 8 пункта 2.1 названного положения в сфере управления здравоохранением Министерство здравоохранения организует оказание населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда, что финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию вышеуказанной специализированной медицинской помощи финансируется за счет средств бюджета Ульяновской области, в связи с чем организация оказания такой помощи относится к полномочиям Министерства здравоохранения Ульяновской области. Министерство здравоохранения Ульяновской области является уполномоченным органом, который организует оказание такой специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей области и обеспечивает ее доступность для граждан.

Данные выводы судов соответствуют установленным по делу доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права, гарантирующим доступность гражданам медицинской помощи, необходимой им для жизнеобеспечения.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что пациентам, проживающим на территории муниципального образования финансирование транспортировки граждан должно осуществляться за счет средств местного бюджета, основаны на ошибочном толковании закона, они повторяют процессуальную позицию ответчика в районном суде.

Правительство Ульяновской области гарантировало за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории всей Ульяновской области оказание специализированной медицинской помощи при болезнях *** системы, включая проведение заместительной *** терапии методом ***.

Пунктом 5.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться финансовое обеспечение зубного протезирования отдельным категориям граждан, а также транспортировки пациентов, страдающих ***, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной *** терапии и обратно.

Несмотря на то, что транспортировка больных на *** не включается в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, это не исключает возможности ее финансирования Министерством здравоохранения Ульяновской области в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В связи с указанным, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по организации и предоставлении бесплатной медицинской услуги по транспортировке Филиппова В.А. для прохождения процедуры программного *** на Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Николаевского районного суда города Ульяновска от 16 сентября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через ­Николаевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

         Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 .01.2022