У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0002-01-2021-008684-35
Судья Самылина О.П. Дело №
33а-103/2022 (33а-5106/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 11
января 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,
при секретаре
Насыбулловой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району города
Ульяновска на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 14
сентября 2021 года по делу № 2а-3527/2021, по которому постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований
инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району города Ульяновска
к Малышкину Виталию Николаевичу о взыскании штрафа в размере 1000 рублей отказать.
Заслушав
доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная
коллегия
установила:
инспекция Федеральной налоговой
службы по Засвияжскому району г.Ульяновска (далее – ИФНС России по Засвияжскому
району г.Ульяновска) обратилась в суд с административным исковым заявлением к
Малышкину В.Н. о взыскании штрафа в
размере 1000 руб.
В обоснование иска указала,
что административному ответчику
была направлена повестка о вызове в качестве свидетеля для дачи
показаний в связи с проводимыми мероприятиями налогового контроля. Повестка
была получена, в установленный срок административный ответчик в налоговый орган не явился. Решением №
07-13/9287 от 01.02.2018 он привлечен к
налоговой ответственности по п.1 ст.128 Налогового кодекса Российской Федерации
в виде штрафа в размере 1000 руб.
Налоговым
органом направлено требование об уплате
штрафа, однако задолженность не оплачена. Судебный приказ о взыскании
штрафа отменен.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Засвияжскому
району
г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как
незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что акт №
07-13/9070 от 11.12.2017 об обнаружении фактов совершения налогового
правонарушения и решение № 07-13/9287 от 01.02.2018 были направлены ответчику
заказной почтовой корреспонденцией. Возражения на акт и жалоба на решение
налогового органа от Малышкина В.Н. в инспекцию не поступали. Обращает внимание
на судебную практику, в соответствии с которой явка лица, вызванного для
допроса в качестве свидетеля в налоговый орган, является его обязанностью, а не
правом. Указывает, что отследить получение почтового отправления можно по
номеру его почтового идентификатора на официальном сайте. Информация с сайта
«Почта России» может являться и доказательством невручения повестки
свидетелю.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены
надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статей 31
и 90
Налогового кодекса Российской
Федерации налоговые органы вправе вызывать в качестве
свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие
значение для проведения налогового контроля.
Статьей 128
Налогового кодекса Российской
Федерации предусмотрена ответственность лица,
вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, за неявку
либо уклонение от явки без уважительных причин.
В соответствии со ст. 101.4 Налогового
кодекса Российской Федерации при
обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и
сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за
исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются
в порядке, установленном ст.101
настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со
дня выявления указанного нарушения должен быть составлен
в установленной форме
акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах,
подписать акт делается соответствующая запись
в этом акте.
В
акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения
законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного
лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по
устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций.
Акт
вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или
передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если
указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом
налогового органа делается соответствующая отметка
в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления
указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается
шестой день,
считая с даты его отправки.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае
несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями
должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение
одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый
орган письменные
возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом
указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный
срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие
обоснованность возражений.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к
ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта
налоговый орган извещает
лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах,
заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к
ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя
не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа
рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
В
ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа:
1)
устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт,
нарушения законодательства о налогах и сборах;
2)
устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых
правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе;
3)
устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого
был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения;
4)
выявляет обстоятельства,
исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или
обстоятельства, смягчающие
или отягчающие
ответственность за совершение налогового правонарушения.
По
результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов
руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в
срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей
статьи:
1) о привлечении
лица к ответственности за налоговое правонарушение;
2) об отказе
в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В
решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение
излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и
иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы,
приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты
проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за
конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса,
предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры
ответственности.
В
решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено
указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в
вышестоящий налоговый орган, а также указываются наименование органа, место его
нахождения, другие необходимые сведения.
На
основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое
правонарушение (об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое
правонарушение) этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение,
направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора, страховых
взносов), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены статьями 58,
60,
69
и 70
настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно
п.9 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации решение о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за
исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной
налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу
по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было
вынесено соответствующее решение (его представителю). Решение о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки
консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении
одного месяца со дня вручения ответственному участнику этой группы. Решение
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и
надзору в области налогов и сборов, о привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня
его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение
(его представителю). Указанное в настоящем пункте решение в течение пяти дней
со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было
вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом,
свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В
случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом,
свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным
письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту
жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным
письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного
письма.
Судом
установлено, что Малышкин В.Н. извещался в налоговый орган в качестве свидетеля для дачи показаний в
связи с проводимыми мероприятиями налогового контроля в отношении ОАО
«Пензенский Хлебозавод № 4» 28.11.2017 к 09 час. 30 мин. по поручению о допросе
свидетеля № 1774 от 13.11.2017
ИФНС России по Первомайскому району г.Пензы
В установленный в повестке о вызове свидетеля срок
Малышкин В.Н. не явился.
11.12.2017 ИФНС России по Засвияжскому району
г.Ульяновска в отношении Малышкина В.Н.
составлен акт № 07-13/9070 об обнаружении фактов, свидетельствующих о
предусмотренных Налоговым кодексом
Российской Федерации налоговых
правонарушениях, который направлен по почте заказным письмом 14.12.2017.
Решением ИФНС России по Засвияжскому району
г.Ульяновска от 01.02.2018 № 07-13/9287
Малышкин В.Н. привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.128
Налогового кодекса Российской Федерации
за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица,
вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, в виде
штрафа в размере 1000 руб.
В
адрес налогоплательщика направлено требование № 455 со сроком уплаты до
28.02.2018, которое осталось без удовлетворения.
19.04.2021
мировым судьей судебного участка № 7 Засвияжского судебного района г.Ульяновска
выдан судебный приказ о взыскании с
административного ответчика в пользу ИФНС России по Засвияжскому району
г.Ульяновска штрафа. Судебный приказ отменен
18.05.2021.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд пришел к выводу
о том, что не представляется возможным
сделать вывод о том, что Малышкин В.Н. не явился либо уклонился от явки без
уважительных причин в ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска 28.11.2017 года в качестве свидетеля по делу о налоговом
правонарушении.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой
инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение №
07-13/9287 от 01.02.2018 о привлечении
Малышкина В.Н. к налоговой ответственности по п.1 ст.128 Налогового
кодекса Российской Федерации
направлено ему простой, а не
заказной корреспонденцией, что предусмотрено п.9 ст.101
Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая,
что административным истцом Малышкину В.Н. не было вручено и направлено в установленном законом
порядке решение о привлечении лица к
ответственности, не предоставлена возможность для обжалования данного решения,
процедура привлечения к ответственности
налоговым органом не соблюдена,
оснований для взыскания штрафа
не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что явка лица, вызванного для допроса в качестве
свидетеля в налоговый орган, является его обязанностью, а не правом не
опровергают выводов суда и не могут
служить основанием к отмене решения.
На
основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 14
сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции
Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено в
окончательной форме 13.01.2022.