Судебный акт
О постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях
Документ от 11.01.2022, опубликован на сайте 25.01.2022 под номером 97632, 2-я гражданская, об установлении факта постоянного проживания, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2021-006930-15

Судья Анциферова Н.Л.                                        Дело № 33- 35/2022  (33-5008/2021)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                         11 января 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3795/2021 по апелляционной жалобе Уткиной Рузалии Василовны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30 августа 2021 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Уткиной Рузалии Василовны к администрации города Ульяновска, Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г.Ульяновска о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя Уткиной Р.В. –Черникова Р.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Уткина Р.В. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска, Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г.Ульяновска о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Требования мотивировала тем, что она, являясь вдовой ветерана боевых действий, в феврале 2021 года обратилась в администрацию г.Ульяновска, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г.Ульяновска с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г.Ульяновска от 10.02.2021 (протокол №2) ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий  со ссылкой на отсутствие постоянной регистрации в муниципальном образовании «город Ульяновск». С решением она не согласна, поскольку нормами жилищного законодательства  не предусмотрено прямое указание на наличие постоянной регистрации. В связи с отсутствием у нее в собственности жилого помещения, наличие постоянной регистрации не представляется возможным. С 2014 года она постоянно проживает и работает в г.Ульяновске в различных организациях и предприятиях города. С 30.12.2020 по 23.12.2021 временно зарегистрирована по адресу: *** В настоящее время состоит на учете в ГУЗ городская больница № 2. С 2020 года закреплена в соцзащите Ленинского района г.Ульяновска. С 2015 года является членом всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». Установление факта постоянного проживания на территории МО «город Ульяновск» необходимо ей для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана боевых действий, в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Просила обязать администрацию г.Ульяновска, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову ветерана боевых действий, в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске, ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе  Уткина Р.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что у нее в собственности имеется 1\2 доли в праве на жилое помещение и земельный участок, расположенные по адресу: ***, поскольку согласно выписке из ЕГРН от 08.02.2021 свою долю (1\2) она 10.03.2015 подарила своему сыну У*** А.А., который в настоящее время является собственником указанного жилого помещения. Указывает, что суд установив факт постоянного проживания её на территории г.Ульяновска с 2014 года, необоснованно отказал в удовлетворении её требований в части установления факта постоянного проживания на территории г.Ульяновска с 27.01.2014 по настоящее время и возложения на Администрацию г.Ульяновска обязанности постановки её на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову ветерана боевых действий, в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Указывает, что в декабре 2021 года у нее заканчивается временная регистрация в г.Ульяновске, в результате чего она останется без жилья.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, своевременно и надлежащим образом, извещенных о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Уткина Р.В.,***.1969 года рождения является вдовой ветерана боевых действий, ***.

Согласно информации, предоставленной ОВМ ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска от 16 июля 2021 года №100\10976, Уткина Р.В. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: *** с 24.08.2001 по 05.02.2020 (л.д.108, 109).

Истица, ссылаясь на то, что является вдовой ветерана боевых действий, обратилась в Администрацию г. Ульяновска Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.  

Указанное заявление было рассмотрено на заседании комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г.Ульяновска.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 10 февраля 2021 года (протокол №2) ей отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку Уткина Р.В. не имеет постоянной регистрации в г. Ульяновске, в соответствии с положениями статей 51, 52, п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В адрес Уткиной Р.В. администрацией г. Ульяновска Управлением имущественных отношений, экономики и развития конкуренции было направлено уведомление от 3 марта 2021 года №3503-12, из которого следует, что ее обращение по вопросу улучшения жилищных условий рассмотрено. Жилищный кодекс РФ предусматривает постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при наличии постоянной регистрации в муниципальном образовании «город Ульяновск». Также разъяснено, что в случае несогласия с решением комиссии, она вправе обратиться в суд по вопросу установления факта постоянного проживания на территории муниципального образования «город Ульяновск» (л.д.31).

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что Уткина Р.В. с 13.12.2019 по 30.06.2020, с 30.07.2020 по 31.07.2020, с 02.09.2020 по  31.10.2020 была зарегистрирована по месту пребывания: ***.(л.д.9,10,11). С 30.12.2020 по 23.12.2021 была зарегистрирована по месту пребывания: *** (л.д.39). С 27.05.2021 по настоящее время проживает по адресу: г***

Оценив, представленные доказательства суд первой инстанции установил факт постоянного проживания истицы на территории г. Ульяновска с 2014 года, указав, что отсутствие постоянной регистрации по месту жительства в г. Ульяновске вызвано отсутствием у Уткиной Р.В. на каком-либо законном праве жилого помещения.

Установив факт постоянного проживания истицы на территории г.Ульяновска суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, с чем судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.

Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма установлен в главе 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 52 вышеуказанного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Частью 4 вышеприведенной статьи предусмотрено, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Обязанность самостоятельно запросить документы в органах государственной власти, органах местного самоуправления, необходимые для принятия гражданина на учет, возложена на орган местного самоуправления, осуществляющего такой учет.

Частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно части 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Отказывая в удовлетворении  иска, суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется тем гражданам, кто встал на учет до 1 января 2005 года, а если после 1 января 2005 года, то в соответствии с жилищным законодательством РФ, поскольку истец Уткина Р.В. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не состояла и не состоит на настоящее время, то суд не установил правовых оснований для удовлетворения ее требований.

Между тем, как указано выше решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 10 февраля 2021 года (протокол №2) Уткиной Р.В. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она  не имеет постоянной регистрации в г. Ульяновске и ей рекомендовано обратиться в суд по вопросу установления факта постоянного проживания на территории муниципального образования «город Ульяновск», данный факт судом был установлен.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении требований Уткиной Р.В. в полном объеме не может быть признано законным и подлежит отмене.

Так как суд не вправе подменять деятельность органов местного самоуправления, судебная коллегия считает необходимым возложить на администрацию г.Ульяновска обязанность по повторному рассмотрению заявления Уткиной Р.В. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в связи  чем правовых оснований для удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности поставить истицу на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, судебная коллегия не усматривает, следовательно, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

Заявление Уткиной Р.В. должно быть повторно рассмотрено жилищной комиссией администрации г.Ульяновска с учетом выводов, изложенных в данном апелляционном определении.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30 августа 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Требования Уткиной Рузалии Василовны удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.Ульяновска повторно рассмотреть заявление Уткиной Рузалии Василовны о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

В остальной части иска отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через  Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 января 2022 года.