Судебный акт
Об оспаривании ответа прокуратуры
Документ от 19.04.2022, опубликован на сайте 29.04.2022 под номером 99232, 2-я гражданская, о признании овтета незаконным, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2021-011631-74

Судья Грачева Т.Л.                                                                Дело № 33а-1532/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   19 апреля 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Абдусамадова Гамзата Умаровича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 декабря 2021 года по делу № 2а-5941/2021, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска Абдусамадова Гамзата Умаровича к Прокуратуре Республики Коми о признании ответа  № 17-232-2020 от 09.08.2021 незаконным отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Абдусамадова Г.У., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора          Данилова Е.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

установила:

Абдусамадов Г.У. обратился в суд с административным иском к Прокуратуре Республики Коми о признании ответа незаконным.

В обоснование требований указал, что 04.03.2021 он обратился в Прокуратуру Республики Коми с жалобой на ответ нижестоящего органа -Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. В ответ на его обращение из Прокуратуры Республики Коми поступил ответ №17-232-2020 от 09.08.2021, который он считает незаконным, как направленный ему за пределами 30-ти дневного срока, установленного Федеральным законом №59-ФЗ.

Просил ответ Прокуратуры Республики Коми №17-232-2020 от 09.08.2021 на его обращение от 04.03.2021 признать незаконным в части несоблюдения сроков рассмотрения.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 25 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республики Коми».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Абдусамадов Г.У. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что суд не принял во внимание нарушение сроков для дачи ответа административным ответчиком на его обращения, чем нарушены нормы Федерального закона №59-ФЗ.  Полагает, что решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12.08.2021 по делу по его иску к прокуратуре Республики Коми о признании ответа от 09.04.2021 незаконным, на которое суд ссылается в обжалуемом решении, не имеет значения для рассматриваемого дела.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Республики Коми просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, извещен  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия  определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.          

Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом от 17.01.1992  №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.10 которого предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.

Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №59-ФЗ), устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 данного Федерального закона).

В соответствии с положениями Федерального закона №59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (части 1 и 2 названного Федерального закона).

В целях установления в органах прокуратуры РФ единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан, руководствуясь ст.17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 №45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Согласно пунктам 5.1 и 5.8 Инструкции обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации; в случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Абдусамадов Г.У. по приговору Заволжского районного суда г.Ульяновска с 26.10.2015 отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республики Коми.

11.03.2021 в прокуратуру Республики Коми поступило обращение осужденного Абдусамадова Г.У. от 04.03.2021, в котором указывалось на нарушение норм материально-бытового обеспечения в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республики Коми, а также на несогласие с ответом на его обращение от нижестоящего органа - Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 11.01.2021.

В ответ на обращение заявителю дан ответ от 09.04.2021 за подписью начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Республики Коми ***., содержание которого не связано с постановленными Абдусамадовым Г.У. в обращении от 04.03.2021 вопросами.

Административный  истец обжаловал данный ответ в судебном порядке.

Решением Ленинского районного суда  г.Ульяновска от 12.08.2021 по делу №2а-4228/2021, оставленным без изменения  апелляционным  определением Ульяновского областного суда от 07.12.2021, в удовлетворении административного иска Абдусамадова Гамзата Умаровича к Прокуратуре Республики Коми о признании ответа незаконным было отказано.

В ходе рассмотрения вышеуказанного дела №2а-4228/2021, после принятия административного иска к производству суда 09.08.2021 исполняющим обязанности начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Республики Коми ***. заявителю дан дополнительный ответ на его обращение от 04.03.2021, в котором указано на принятие мер прокурорского реагирования в связи с несоответствием помещений блока ШИЗО/ПКТ исправительного учреждения санитарно-гигиеническим требованиям. Указанный ответ получен Абдусамадовым Г.У. 10.08.2021.

Отказывая в удовлетворении заявленных Абдусамадовым Г.У. требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушений прав, свобод и законных интересов Абдусамадова Г.У. не допущено, поскольку должностным лицом прокуратуры Республики Коми данный заявителю 09.08.2021 ответ содержит исчерпывающие ответы по существу поставленных в обращении от 04.03.2021 вопросов.

С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Право любого гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Российской Федерации (статья 33).

Как указывалось выше, в силу положений ст.5 Федерального закона №59-ФЗ, ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», пунктов 5.1 и 5.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, обращение Абдусамадова Г.У. от 04.03.2021, поступившее в прокуратуру Республики Коми 11.03.2021, должно было быть рассмотрено в течение 30 дней, то есть не позднее 12.04.2021 (с учетом выходных дней).

Фактически ответ Абдусамадову Г.У. дан прокуратурой Республики Коми только 09.08.2021, то есть после обращения административного истца в суд с административным иском по делу №2а-4228/2021.

Данное обстоятельство привело к нарушению конституционного права Абдусамадова Г.У. на своевременное рассмотрение его обращения по факту нарушения прав со стороны администрации исправительного учреждения.

Данный заявителю 09.08.2021 ответ на его обращение не соответствует требованиям Федерального закона №59-ФЗ, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации в части соблюдения 30-дневного срока.

Тот факт, что заявителю направлялся ответ начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Республики Коми ***. от 09.04.2021, не свидетельствует о соблюдении административным ответчиком порядка и сроков принятия оспариваемого решения.

Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции данный ответ от  09.04.2021 признан незаконным в части отсутствия информации по доводам Абдусамадова Г.У., указанных в его обращении от 04.03.2021.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции, по мнению судебной  коллегии, не имелось оснований для отказа в удовлетворения административного иска.

С учетом изложенного, выводы районного суда о необоснованности заявленного требования не согласуются с приведенными законоположениями, следовательно, оспариваемое решение нельзя признать правильным.      

В силу ч.ч.2, 3 ст.310 КАС РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также нарушение норм материального права являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Следовательно, оспариваемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска Абдусамадова Г.У.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 декабря 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать ответ начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Республики Коми ***. от 9 августа 2021 года в части нарушения сроков рассмотрения обращении Абдусамадова Г.У. от 4 марта 2021 года незаконным.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи