Судебный акт
Отказ в регистрации кандидата в депутаты
Документ от 11.02.2008, опубликован на сайте 17.03.2008 под номером 9943, 1-я гражданская, Отказ в регистрации кандидата в депутаты, ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № ***/2008

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

11 февраля 2008 год                                                                     город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе

судьи Королёвой А.В.,

при секретаре Михайловой О.Н.,

с участием прокурора Балашовой Н.Н.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Р*** В*** М*** об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Муниципального образования «Город Ульяновск» об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №***, возложении обязанности произвести регистрацию кандидата в депутаты,

 

У с т а н о в и л :

 

Р*** В.М. обратился в Ленинский районный суд города Ульяновска, а затем в Ульяновский областной суд с заявлением об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Муниципального образования «Город Ульяновск» № *** от *** января 2008 года, которым ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №***, и возложении обязанности произвести регистрацию кандидата.

Иные требования, изложенные в заявлениях Р*** В.М., не являются самостоятельными требованиями, расцениваются и рассматриваются судом как доводы для оспаривания постановления ТИК.

 

В обоснование требований указал, что постановлением ТИК от *** января 2008 года ему отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №***  на основании пункта 7 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области – в связи с недостаточным количеством достоверных и действительных подписей избирателей.

С данным постановлением он не согласен. 53 подписи избирателей были признаны недействительными на основании справки эксперта о выполнении дат и подписей одним лицом.  Ему не хватило 6 подписей избирателей для регистрации. Тогда он *** января 2008 года обошел избирателей, попросил их вторично проставить подписи и даты в подписном листе, чтоб эксперт могла снова сравнить их и сделать вывод. Считает, что эксперт в силу каких-то причин могла ошибиться при проверке дат и подписей избирателей.

В судебном заседании заявитель Р*** В.М. просил удовлетворить его требования. Дал пояснения, аналогичные тем, которые изложены в его заявлении, поданном в суд.

 

Представитель ТИК М*** В.В.. просила в удовлетворении заявления отказать, так как Р*** В.М. представлено недостаточное количество достоверных и действительных подписей, необходимых для его регистрации в качестве кандидата в депутаты.   Эксперт К*** А.Е. была включена в состав рабочей группы по проверке документов, представляемых кандидатами в ТИК. 17 января 2008 года К*** А.Е. были предоставлены оригиналы всех подписных листов в поддержку выдвижения Р*** В.М.  Экспертное заключение может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными. 53 подписи избирателей были признаны недостоверными на основании справки эксперта, а 26 подписей были признаны недействительными по различным основаниям (наличие неоговоренных исправлений в данных о сборщике подписей; неоговоренные исправление в данных об избирателе; указание временного удостоверения вместо паспорта избирателя; указание документа, не являющегося паспортом; неуказание субъекта РФ в данных об избирателе).

 

Представитель Избирательной комиссии Ульяновской области Г*** И.В., представитель Законодательного Собрания Ульяновской области П*** В.Г. просили в удовлетворении заявления отказать, поддержали позицию и доводы представителя ТИК.

 

Выслушав участников процесса, эксперта К*** А.Е., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Б*** Н.Н., просившей в удовлетворении заявления отказать, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

 

Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области № 76/1172 от 29 ноября 2007 года на 02 марта 2008 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва.

 

Р*** В.М. был выдвинут кандидатом в депутаты путем самовыдвижения. 16 января 2008 года он представил в Территориальную избирательную комиссию Ленинского района Муниципального образования «Город Ульяновск», на которую постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от *** декабря 2007 года № *** возложены полномочия окружной избирательной комиссии, документы для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №***

 

Постановлением ТИК от *** января 2008 года № *** Р*** В.М. отказано в регистрации.  Согласно тексту постановления, из представленных 804 подписей избирателей необходимо было представить 731 достоверную подпись.  Из 804 подписей достоверными признано 725 подписей.

 

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (с изменениями) основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

 

Аналогичная норма содержится в пункте 7 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» от 03 апреля 2007 года № 29-ЗО. 

 

Материалами дела установлено, что из подписей, признанных ТИК недействительными, 53 подписи признаны недостоверными по причине внесения даты и подписи не собственноручно избирателями (на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке), 26 подписей признаны недействительными по иным основаниям (подписной лист 6 – недействительны все подписи избирателей, так как в сведениях о сборщике подписей содержатся неоговоренные исправления;  лист 9 – одна подпись, так как имеются неоговоренные исправления в сведениях об избирателе; лист 10 – одна подпись, так как нет сведений об избирателе, должны быть указаны данные паспорта, а не временного удостоверения; лист 14 – одна подпись, так как не оговорены исправления в фамилии избирателя; лист 16 – одна подпись, так как подпись проставлена днем позже заверения подписного листа сборщиком подписей; лист 20 – одна подпись, так как не указан субъект РФ в данных об избирателе; лист 22 – одна подпись, так как неоговоренные исправления в данных об избирателе; лист 35 – одна подпись, так как неоговоренные исправления в данных паспорта избирателя; лист 38 – одна подпись, так как отсутствуют паспортные данные избирателя).

 

Признание 26 подписей недействительными Р*** В.М. не оспаривается.

 

Частью 7 статьи 43 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» предусмотрено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения собственноручно.

 

В судебном заседании обозревалась папка с подписными листами (представлены в одном томе на 44 листах).

 

В соответствии с пунктом 5 части 12 статьи 46 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» недействительными считаются подписи избирателей, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

 

А в силу части 11 статьи 46 Закона Ульяновской области недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

 

Доводы Р*** В.М., изложенные в заявлении, поданном в суд, а также поддержанные в процессе рассмотрения дела, суд считает несостоятельными, не основанными на доказательствах и на нормах избирательного  законодательства по следующим основаниям.

 

Частью 7 статьи 46 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» предусмотрено, что для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, областного списка кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей окружная избирательная комиссия, Избирательная комиссия области может своим решением создавать рабочие группы из числа своих членов, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. В соответствии с законодательством к такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

 

С соблюдением названной нормы Закона Ульяновской области к участию в проверке была привлечена эксперт К*** А.Е. – старший лейтенант милиции, старший эксперт отделения Экспертно-криминалистического центра УВД по Ульяновской области.

 

17 января 2008 года эксперту К*** А.Е. были предъявлены для исследования подписные листы, собранные в поддержку кандидата в депутаты Р*** В.М.  18 января 2008 года К*** А.Е. составила «Справку эксперта», которую адресовала председателю ТИК, с подробным указанием на номера подписных листов и номера строк в подписных листах, где выявлены признаки, свидетельствующие о том, что даты и подписи в перечисленных строках выполнены одним лицом.

 

Согласно протоколу об итогах проверки подписных листов, справка эксперта является приложением к протоколу.

 

Эксперт К*** А.Е., участвовавшая в проверке подписных листов в качестве эксперта, имеет диплом государственного образца, обладает правом самостоятельного производства почерковедческих экспертиз, достаточный опыт работы по производству таких экспертиз, что помимо сообщения УВД,  подтверждается копиями соответствующих диплома и свидетельства. Оснований сомневаться в ее квалификации у суда не имеется.

 

Не имеется оснований сомневаться в объективности эксперта, так как К*** А.Е. не состоит в трудовых либо в иных договорных отношениях с ТИК, является незаинтересованным лицом.  Предположения членов рабочей группы ТИК о наличии в подписных листах определенных дат, исполненных избирателями не собственноручно,  не являлись для нее обязательными.  К*** А.Е. были исследованы все подписные листы.

 

Допрошенная в судебном заседании эксперт К*** А.Е. пояснила, что имеет 5-летний опыт работы по производству почерковедческих экспертиз. *** января 2008 года  в помещении ТИК  она исследовала оригиналы подписных листов. Заключение в виде справки эксперта она составила 18 января 2008 года.  При исследовании подписных листов она сразу же обнаружила проставление дат и подписей одним лицом, так как признаки были явными.  Из-за того, что признаки были явными, ей не нужно было специального освещения либо каких-то технических средств. По этой же причине ей не понадобилось много времени для исследования.  Никаких вероятных выводов она во внимание не принимала, так как сразу же увидела все признаки, свидетельствующие об исполнении дат и подписей одним лицом. 

 

Показания эксперта согласуются с исследованными в судебном заседании с ее участием подлинными подписными листами. Эксперт К*** А.Е. поддержала данное ей 18 января 2008 года заключение и подтвердила, что предъявленные подписные листы исследовались ею лично,  справка эксперта от 18 января 2008 года, имеющаяся в распоряжении ТИК, подписана ею собственноручно с проставлением ее печати. Эксперт указала, какие методы ею использовались при исследовании, а также по каким признакам она делала выводы об исполнении дат и подписей одним лицом. Эксперт пояснила, что в справке от 18 января 2008 года она разграничила подписные листы, где даты и подписи исполнены одними лицами.

 

К*** А.Е. предъявлялся каждый подписной лист и строка подписного листа, указанные в ее справке от 18 января 2008 года. Эксперт подтвердила, что именно эти даты и подписи исполнены одним лицом.

 

Объясняя процедуру проведения экспертных исследований, эксперт К*** А.Е. в подтверждение своих объяснений на конкретных примерах (судом ей были предъявлены подписные листы под №№ ***) привела выявленные ею нарушения по исследуемым судом подписным листам.

 

Оценив показания эксперта К*** А.Е. в совокупности с данными, полученными при исследовании судом подлинных подписных листов, а также с содержанием справки эксперта от 18 января 2008 года, суд приходит к выводу об обоснованности признания 53 подписей избирателей недействительными и недостоверными.  

 

Основанием для выбраковки ТИК 53 подписей избирателей послужило надлежащее заключение эксперта, подтвержденное в судебном заседании.

 

Довод Р*** В.М. о том, что избиратель ставит собственноручно только подпись, но не дату, противоречит Федеральному закону №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Закону Ульяновской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области».

 

Довод Р*** В.М. о том, что он 21 января 2008 года собрал еще шесть подписей избирателей, которые они ставили собственноручно, не влияет на правильность вынесенного ТИК постановления, так как на 21 января 2008 года сбор подписей был закончен, последним днем представления документов в ТИК было 16 января 2008 года (до 18 часов).

 

При таких обстоятельствах по делу суд приходит к выводу, что количество достоверных подписей в поддержку кандидата Р*** В.М. оказалось недостаточным (725 вместо 731), поэтому Р*** В.М. не мог быть зарегистрирован кандидатом в депутаты.

 

С учетом изложенного,  оспариваемое постановление ТИК от *** января 2008 года за № *** об отказе Р*** В.М. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №*** является законным, и у суда нет оснований для  его отмены. В удовлетворении заявления Р*** В.М. следует отказать.

 

Руководствуясь статьями 260.1, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

 

Р Е Ш И Л :

 

В удовлетворении заявления Р*** В*** М*** об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Муниципального образования «Город Ульяновск» № *** от *** января 2008 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №*** и возложении обязанности произвести регистрацию кандидата  -  о т к а з а т ь.

 

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение 5 дней.

 

Судья:                                             Королёва А.В.