Судебный акт
Приговор отменен с направлением на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции
Документ от 27.11.2024, опубликован на сайте 29.11.2024 под номером 115735, 2-я уголовная, ст.162 ч.2 УК РФ, ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ОТМЕНЕН: с передачей дела НА НОВОЕ СУДЕБНОЕ разбирательство: по ДРУГИМ основаниям

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

 Судья: Навасардян В.С.

                    Дело №22-2141/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                                          27 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Кабанова В.А.,  

судей Басырова Н.Н., Кириченко В.В.,  

с участием прокурора Чубаровой О.В.,

осужденного Романова Е.А., его защитника – адвоката Шафеева Р.Н.,

при секретаре Шамшетдиновой А.С.,                            

рассмотрел в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по апелляционному представлению государственного обвинителя – помощника прокурора Засвияжского района г.Ульяновска Кузина Д.Г. и апелляционной жалобе адвоката Шафеева Р.Н. на приговор Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 2 октября 2024 года, которым

 

РОМАНОВ Евгений Анатольевич,

*** не судимый,

 

осужден по части 2 статьи 162 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 4 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Постановлено:

- меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменить на заключение под стражу, взяв  под стражу в зале суда; 

- зачесть время содержания Романова Е.А. под стражей со 2 октября 2024 года до дня вступления приговора в законную силу,  в соответствии с п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего  режима;

- срок наказания исчислять со дня вступления приговора в законную силу;

- взыскать с Романова Е.А. в доход федерального бюджета процессуальные издержки в размере 6584 рубля.

Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах.

Заслушав доклад судьи Басырова Н.Н., изложившего краткое содержание приговора,  существо апелляционного представления и апелляционной жалобы, выслушав выступления участвующих лиц, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Романов Е.А. признан виновным в разбое, то есть нападении в целях хищения чужого имущества, совершенном с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия.           

Преступление совершено 8 июля 2024 года в г. Ульяновске при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционном представлении государственный обвинитель Кузин Д.Г. считает приговор незаконным, необоснованным и подлежащим отмене ввиду неправильного применения уголовного закона и нарушения уголовно-процессуального закона.

По мнению автора представления, в соответствии со ст.ст. 299, 307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора не содержит в полной мере описание преступного деяния, признанного судом доказанным, доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимого, и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства, не учтены все смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства, личность осужденного.

Кроме того, считает назначенное Романову Е.А. наказание несправедливым вследствие чрезмерной мягкости.

Просит приговор  отменить, передать дело на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции.

В апелляционной жалобе адвокат Шафеев Р.Н. в интересах осужденного Романова Е.А. указывает, что Романов Е.А. вину в совершенном преступлении не признал в полном объеме, показав, что 8 июля 2024 года его на территории парка «Н***» не было, у потерпевшего он имущество не похищал, а находился в это время у своей жены Н*** А.В. по адресу: г. У***, Р***, д.***, кв.1***. 

Свидетель М*** М.В. – сосед Романова Е.А. показал, что они, начиная с 12 часов 7 июля 2024 года,  совместно употребляли спиртное, закончив около 01 часа 9 июля 2024 года. При этом надолго из дома не отлучались, кроме как выхода за спиртным на краткосрочное время.

Не соглашается с оценкой, данной судом показаниям Н*** А.В. и М*** М.В.

Полагает, что следственным органом и судом не устранены по делу имеющие недостатки, которые могли существенно повлиять на установление обстоятельств по делу.

В ходе предварительного следствия не установлено местонахождение мобильного телефона потерпевшего, что помогло бы повлиять на установление истины, о чем сторона защиты заявляла ходатайство в ходе предварительного следствия.

Не получена в ходе следствия запись видеонаблюдения «Безопасный город».  При этом данные сведения были получены стороной защиты, из которой следует, что Романов Е.А. ни из  парка «***», ни с моста через реку «Свияга» по улице К*** возле торгового строительного комплекса, не передвигается.

У самого Романова Е.А. имеется мобильный телефон, а сведения относительно биллинговых соединений из сотовых компаний не получены. Эти сведения могли помочь установить объективные сведения о местонахождении подзащитного.

Просит приговор  отменить и дело направить на новое судебное разбирательство.

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- прокурор Чубарова О.В. поддержала доводы апелляционного представления в полном объеме, настаивала на отмене приговора, указав и о том, что судом не учтены отягчающие обстоятельства, в частности, малолетний возраст потерпевшего, в связи с чем необоснованно применена ч.1 ст. 62 УК РФ;     

- осужденный Романов Е.А. и адвокат Шафеев Р.Н.,  возразив против апелляционного представления в части ухудшающей положение осужденного, поддержали апелляционную жалобу, настаивая на недоказанности причастности Романова Е.А. к совершению инкриминируемого преступления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, заслушав выступления участвующих лиц, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены приговора, с передачей дела на новое судебное разбирательство, в связи с существенными нарушениями уголовно-процессуального закона и неправильного применения уголовного закона.

Конституционное положение о том, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, определяет значение судебного приговора как важнейшего акта правосудия и обязывает суды неукоснительно соблюдать требования законодательства, предъявляемые к приговору.

В ч. 2 ст. 297 УПК РФ установлено, что приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и основан на правильном применении уголовного закона.

Обжалованный приговор установленным ст. 297 УПК РФ требованиям не отвечает. 

В соответствии с положениями, установленными ст.ст. 389.15, 389.17 УПК РФ, основанием для отмены судебного решения в апелляционном порядке являются неправильное применение уголовного закона, существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на вынесение законного и обоснованного судебного решения.

Описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора в силу ч.1 ст.307 УПК РФ должна содержать в себе: описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления; доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимого, и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства; указание на обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а в случае признания обвинения в какой-либо части необоснованным или установления неправильной квалификации преступления - основания и мотивы изменения обвинения; мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению уголовного наказания.

Кроме того, в силу п.п. 4, 6, 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 55 от 29 ноября 2016 года «О судебном приговоре» выводы суда, изложенные в описательно-мотивировочной части приговора, постановленного в общем порядке судебного разбирательства, должны быть основаны на тех доказательствах, которые были непосредственно исследованы в судебном заседании; надлежит дать оценку всем исследованным в судебном заседании доказательствам, как уличающим, так и оправдывающим подсудимого, при этом излагаются доказательства, на которых основаны выводы суда по вопросам, разрешаемым при постановлении приговора, и приводятся мотивы, по которым те или иные доказательства отвергнуты судом; суды обязаны строго выполнять требования статьи 307 УПК РФ о необходимости мотивировать в обвинительном приговоре выводы по вопросам, связанным с назначением уголовного наказания, его вида и размера, если суд пришёл к выводу о необходимости назначения подсудимому наказания в виде лишения свободы, а санкция статьи уголовного закона наряду с лишением свободы предусматривает и другие виды наказания, то суд должен указать мотивы, по которым ему не может быть назначена иная мера наказания.

Однако судом первой инстанции требования ст. 307 УПК РФ при постановлении приговора в отношении Романова Е.А. не были выполнены.

Романов Е.А. органом предварительного расследования обвинялся и приговором признан виновным в том, что 8 июля 2024 года, будучи в состоянии алкогольного опьянения, из корыстных побуждений, угрожая применением насилия, опасного для жизни и здоровья малолетнему К*** П.В., с применением предмета, используемого в качестве оружия, завладел телефоном, причинив материальный ущерб К***  В.А. на сумму 5697 рублей, а также моральный вред  малолетнему К*** П.В.

Будучи первоначально допрошенным в ходе предварительного расследования, Романов Е.А. указывал, что, находясь в состоянии алкогольного опьянения, хотел приобрести еще спиртное, в связи с чем, увидев рюкзак, забрал из него телефон с целью продать для покупки алкоголя. К нему подбежал мальчик лет 10-12, который потребовал вернуть телефон. Однако он (Романов) проигнорировал данное требования,  и, подобрав с земли камень, замахнулся на мальчика, испугав его.

Суд первой инстанции надлежащей оценки состоянию опьянения Романова Е.А. как обстоятельства, отягчающего наказание, с учетом исследования полных сведений о личности осужденного, данных о характере и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения, влияния на действия осужденного нахождение в состоянии алкогольного опьянения,  не дал.

Вопреки положениям закона, обязывающим мотивировать в обвинительном приговоре выводы по вопросам, связанным с назначением уголовного наказания, судом не дана и надлежащая оценка обвинению Романова Е.А. с точки зрения осознания последним, находившимся согласно обвинению в состоянии опьянения, малолетнего возраста потерпевшего К*** П.В., 22 мая 2013 года рождения.

Допущенные при составлении приговора нарушения, которые, по мнению судебной коллегии, являются существенными, не позволяют признать приговор соответствующим требованиям, предъявляемым к его содержанию. Данные нарушения являются неустранимыми в суде апелляционной инстанции, поскольку в противном случае суд апелляционной инстанции будет вынужден, подменяя суд первой инстанции, в полном объеме разрешать вопросы, которые следовало разрешить суду первой инстанции при постановлении приговора в силу требований ст. 299 УПК РФ.

Поэтому приговор подлежит отмене, а уголовное дело передаче на новое судебное разбирательство в тот же суд, иным составом суда, со стадии судебного разбирательства.

Таким образом, доводы апелляционного представления относительно незаконности приговора, постановленного судом без учета в полной мере положений ст. 6 УК РФ и ст. 60 УК РФ, заслуживают внимания при новом рассмотрении уголовного дела, как и доводы апелляционной жалобы относительно непричастности Романова  Е.А. к инкриминируемому деянию.  

С учетом характера обвинения, данных о личности Романова Е.А., который состоит на учете в ГУЗ «УОКНБ» в связи с алкогольной зависимостью, судебная коллегия считает необходимым избрать в отношении Романова Е.А. меру пресечения в виде заключения под стражу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 389.13, п. 4 ч.1 ст. 389.20, 389.22,   ст. 389.28, ст. 389.33 УПК РФ, судебная коллегия,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 2 октября 2024 года в отношении Романова Евгения Анатольевича отменить, передать уголовное дело на новое судебное разбирательство в тот же суд, но в ином составе суда, со стадии судебного разбирательства.

Избрать в отношении Романова Евгения Анатольевича меру пресечения в виде заключения под стражу на 2 месяца, то есть  по  26 января  2025 года включительно.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам главы 47.1 УПК РФ в судебную коллегию по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы или представления непосредственно в суд кассационной инстанции для рассмотрения в предусмотренном статьями 401.10-401.12 УПК РФ порядке.

В случае передачи кассационных жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции лицо, в отношении которого вынесено судебное решение, вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении материала судом кассационной инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи