У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0008-01-2024-000456-05
Судья Токунов Д.В.
Дело № 33а-5209/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
19 ноября 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Трифоновой Т.П.,
судей Сычёвой
О.А., Кинчаровой О.Е.,
при ведении
протокола помощником судьи Каминской
Ю.А.,
рассмотрела
в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного
учреждения «Благоустройство» на решение Инзенского районного суда Ульяновской
области от 26 июля 2024 года по делу № 2а-1-301/2024, по которому постановлено:
административные
исковые требования Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области
удовлетворить.
Обязать
муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство» (ИНН ***) за счет средств бюджета
муниципального образования «Инзенское городское поселение» разработать и
утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта инфраструктуры
в отношении искусственного сооружения общего пользования (моста),
расположенного в ***.
Заслушав доклад судьи Сычёвой О.А., пояснения представителя
прокуратуры Стерлядевой Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене,
судебная коллегия
установила:
Инзенский межрайонный прокурор
обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц
к муниципальному бюджетному учреждению (далее – МБУ) «Благоустройство» о
возложении обязанности разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности мостового сооружения.
В обоснование
заявленных требований указал о том, что на территории муниципального
образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской
области имеется мостовое сооружение, расположенное по адресу: *** (в части
названия улицы по тексту иска допущена описка). Данное сооружение включено в
реестр муниципального имущества данного муниципального образования, а также в
2022 году в Перечень объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства
поселения, не подлежащих категорированию, в отношении которых применяются
требования постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2020
года № 2070.
Требования
по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к
антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни
безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры
дорожного хозяйства, утверждены Постановлением Правительства Российской
Федерации от 21.12.2020 № 2201.
Требования
по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к
антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни
безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не
подлежащих категорированию, утверждены постановлением Правительства РФ от 10.12.2020
№ 2070, они действуют с 14.06.2021 по 14.06.2027. Приказом Министерства
транспорта РФ от 28.08.2020 №331 определены объекты транспортной
инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта.
В нарушение
требований закона в отношении указанного мостового сооружения паспорт
обеспечения транспортной безопасности не разработан и не утвержден.
*** вынесено постановление
администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области
№*** «О принятии в муниципальную собственность муниципального образования
«Инзенское городское поселение», согласно которому мостовое сооружение принято
в муниципальную собственность и передано на праве оперативного управления МБУ
«Благоустройство».
Прокурор
просил суд
обязать МБУ «Благоустройство» разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта
транспортной инфраструктуры- мостового сооружения, расположенного по
адресу: ***.
Судом к
участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: муниципальное
учреждение администрация муниципального
образования «Инзенский район» Ульяновской области, муниципальное
образование «Инзенское городское поселение», в качестве заинтересованных лиц
привлечены муниципальное учреждение Совет депутатов муниципального образования
«Инзенское городское поселение».
Определением от 10
июля 2024 года Инзенский районный суд Ульяновской области перешел к
рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной
жалобе муниципальное бюджетное
учреждение «Благоустройство» не соглашается с решением суда, просит его
отменить. В обоснование жалобы указывает, что является ненадлежащим ответчиком,
так как вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, объектов
транспортной инфраструктуры действующим законодательством возложены на органы
местного самоуправления. Муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство» в
силу Устава занимается вопросами благоустройства и озеленения территории
поселения. Обращает внимание, что бюджетное учреждение осуществляет свою
деятельность на основании муниципального задания, которое утверждается на год.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением
осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы
Российской Федерации. Муниципальным заданием на 2024 год предусмотрены только
работы по очистке мостов ручным и механизированным способом, ремонт оснований,
настила и ограждений пешеходных и автомобильных мостов. При этом финансирование
на указанные виды работ не проводилось. Полномочия администрации Инзенского
городского поселения в полном объеме исполняет администрация муниципального
образования «Инзенский район» Ульяновской области. Кроме того, определением
Инзенского районного суда Ульяновской области от *** прекращено производство по
делу в части требований о возложении обязанности разработать и утвердить паспорт
транспортной безопасности объекта инфраструктуры в отношении искусственного
сооружения общего пользования (моста), расположенного ***, в связи с отказом
прокурора. Отказ от исковых требований судом был принят. Производство в этой
части прекращено. Полагает, что стороны, предмет и основания в исковом
заявлении те же, что и по ранее рассмотренному делу, потому производство по
делу подлежало прекращению.
В судебное
заседание другие лица, участвующие в
деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей
150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также - КАС РФ) решение
суда должно быть законным и обоснованным.
В силу пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения
суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение
норм материального права или норм процессуального права.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в
апелляционном порядке являются: недоказанность установленных судом первой
инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела,
несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда,
обстоятельствам административного дела (пункты 2, 3 части 2 статьи 310 КАС РФ).
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при
рассмотрении дела.
Согласно части 1
статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор
вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав,
свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу требований статьи 3
Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии
терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной
власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц,
в том числе по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин и условий, способствующих совершению
террористических актов (профилактика терроризма).
Противодействие терроризму, его профилактика
относится к задачам по обеспечению национальной безопасности Российской
Федерации.
В соответствии с пунктом 10
статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной
безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности) транспортная
безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 1 статьи 4
Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности
объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по общему правилу
возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Частью 3 статьи 6 Закона о транспортной
безопасности установлено, что категорирование объектов транспортной
инфраструктуры осуществляется компетентными органами в области обеспечения
транспортной безопасности.
Объекты
транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта,
определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в
области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 5
статьи 6 Закона о транспортной безопасности).
Согласно Приложению к Приказу Минтранса
России от 28.08.2020 №331 «Об
определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию
по видам транспорта» к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащих
категорированию по видам транспорта, отнесены, в том числе мостовые сооружения
(мосты, эстакады, путепроводы, виадуки), не имеющие перемещаемых и (или)
подъемных пролетных строений, расположенные на автомобильных дорогах, имеющих
автомобильные дорожные участки их обхода (объезда) протяженностью до 50 км с
аналогичной или более высокой категорией дороги и аналогичными и более высокими
установленными параметрами допустимых нормативных нагрузок.
Пунктом 4 статьи 4 Требований по обеспечению
транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической
защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для
объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих
категорированию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 10.12.2020 № 2070 установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в
целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры
при уровне безопасности № 1 (постоянный) или 2 обязаны разработать, утвердить и
направить в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной
безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.12.2020 № 2344 установлены уровни безопасности объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств, при которых уровень № 1 -
степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз,
заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих
опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность
транспортного комплекса; уровень № 2 - степень защищенности транспортного
комплекса от непосредственных угроз; уровень № 3 - степень защищенности
транспортного комплекса от прямых угроз соответствующего вида.
При этом в силу части 1.3. статьи 9 Закона о
транспортной безопасности паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта
транспортной инфраструктуры разрабатывается и утверждается субъектом транспортной
инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих
требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной
инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам
транспорта, предусмотренных частями 1
и 1.1 статьи 8
настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 10 декабря 2020 года № 2070 утверждены обязательные для исполнения
субъектами транспортной инфраструктуры Требования
по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к
антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни
безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не
подлежащих категорированию.
Это постановление вступило в силу 14 июня
2021 года и действует до 1 марта 2027 года.
Таким образом, нормативно установленный срок
для разработки и утверждения субъектом транспортной инфраструктуры паспорта
обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры составляет
до 14 июля 2021 года.
Из материалов дела
следует, что объект транспортной инфраструктуры искусственное сооружение общего
пользования мост – ***, длиной 36 м, материал железобетон, принято в
муниципальную собственность муниципального образования «Инзенское городское
поселение» на основании постановления Главы администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской
области от *** года № *** (л.д. 15-16).
Этим же
постановлением данное мостовое сооружение закреплено на праве оперативного
управления за МБУ «Благоустройство».
Данный объект в 2022
году включен в Перечень объектов транспортной инфраструктуры дорожного
хозяйства Инзенского городского поселения, не подлежащих категорированию, в
отношении которых применяются требования постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2020 № 2020
(номер *** по Перечню) (л.д. 35).
*** года Инзенской
межрайонной прокуратурой в адрес Главы администрации муниципального образования
«Инзенский район» Ульяновской области было внесено представление об устранении
нарушений закона (л.д.10), согласно которому в отношении расположенного на
автомобильной дороге местного значения ***,
не проведено обследование, паспорт
обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной
инфраструктуры не разработан и не утвержден.
Указано, что эти
обстоятельства противоречат требованиям безопасности, влекут угрозу жизни и
здоровью граждан, а также могут повлечь иные тяжкие последствия.
Также на момент
внесения представления названные объект не был включен в реестр муниципального
имущества, о чем также указано
прокурором.
Из ответа
администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области от 26.04.2024 следует,
что осмотр мостового сооружения произведен в целях принятия объекта в
муниципальную собственность и закрепления на праве оперативного управления за
эксплуатирующей организацией. После принятия в муниципальную собственность
будут организованы мероприятия по изготовлению паспорта обеспечения
транспортной безопасности этого объекта (л.д. 13-14).
Как следует из
материалов дела и установлено судом в нарушение требований законодательства
паспорт обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной
инфраструктуры - ***, расположенного по адресу: *** не разработан и не утвержден.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения
городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных
дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение
безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение
функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального
контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом
транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения,
организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области
использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии
с законодательством
Российской Федерации.
Осуществление дорожной деятельности в
отношении автомобильных дорог местного значения, в силу требований п. 6 ст. 13
Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
относится к полномочиям органов местного самоуправления в области
использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу части 2 статьи 27 Устава
муниципального образования «Инзенское городское поселение» администрация
поселения не образуется. Полномочия администрации поселения в полном объеме
исполняет администрация муниципального образования «Инзенский район»
Ульяновской области.
Одной из основных задач противодействия
терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической
защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе
критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с
массовым пребыванием людей, к которым, безусловно, относятся мосты и
путепроводы.
Из материалов дела следует, что, несмотря на
внесенное представление, мероприятия по обеспечению транспортной безопасности
не проведены в полном объеме.
В соответствии с частью 3
статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии
терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Исполнение требований по обеспечению
антитеррористической защищенности объекта муниципальной собственности является
обязанностью органа местного самоуправления.
При этом в силу Устава МБУ «Благоустройство»
эта некоммерческая организация создана в целях осуществления полномочий
Администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» в
сфере благоустройства поселения (п.1.1).
В силу вышеизложенного, заслуживает внимание
довод апелляционной жалобы относительно того, что МБУ «Благоустройство»
является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
В связи
с установленными обстоятельствами решение суда подлежит отмене с принятием
нового решения о возложении обязанности на администрацию муниципального
образования «Инзенский район» Ульяновской области разработать и утвердить
паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной
инфраструктуры -***, расположенного по адресу: ***. В удовлетворении исковых
требований к муниципальному образованию «Инзенское городское поселение», муниципальному
бюджетному учреждению «Благоустройство»
следует отказать.
Допущенные в ряде документов дела описки при указании наименования улицы не
создают неясности и неопределенности в предмете рассмотрения, поскольку
материалами дела подтверждается, что спорное ***.
Подлежит отклонению довод автора жалобы о
необходимости прекращения производства по делу ввиду тождественности данного
иска ранее рассмотренному этим же судом по административному делу № ***. В рамках того дела *** года вынесено
определение о прекращении производства по административному делу в части в связи с отказом прокурора от части
административных исковых требований.
Требования по административному делу № ***,
по которому производство было прекращено, касались также ***, но по настоящему
иску прокурор, обращаясь в суд, указал новое основание, связанное с принятием
названного объекта в муниципальную собственность *** года.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Инзенского
районного суда Ульяновской области от 26 июля 2024 года отменить.
Принять по делу
новое решение.
Возложить
обязанность на администрацию муниципального образования «Инзенский район»
Ульяновской области разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной
безопасности объекта транспортной инфраструктуры -***, расположенного по
адресу: ***.
В
удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию «Инзенское
городское поселение», муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» отказать.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 02.12.2024.