Судебный акт
О взыскании обязательных платежей и санкций
Документ от 26.11.2024, опубликован на сайте 09.12.2024 под номером 115836, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по обязательным платежам, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2024-002630-08

Судья Кудряшева Н.В.                                                                 Дело № 33а-5221/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            26 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ульянова Кирилла Юрьевича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 июля 2024 года по делу № 2а-1369/2024, по которому постановлено: 

административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы  по Ульяновской области к Ульянову Кириллу Юрьевичу о взыскании задолженности по ЕНС  и пени удовлетворить.

Взыскать с Ульянова Кирилла Юрьевича (ИНН ***) проживающего по адресу: *** в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по единому налоговому счету: их них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года: налог 699,60 руб., пени 36,27 руб. за период 2020 год.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные период, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 181,68 руб., пени 9,42 руб. за 2020 год, всего 926,97 руб.

Взыскать с Ульянова Кирилла Юрьевича в доход местного бюджета г.Димитровграда  государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Ульянова К.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ульянову К.Ю. о взыскании задолженности по уплате ЕНС и пени.

В обоснование требований указано, что Ульянов К.Ю. поставлен на учет в налоговом органе, обязан оплачивать налоги.

Ульянов К.Ю. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 25.09.2015 по 19.03.2020. За расчетный период с 01.01.2020 по 19.03.2020 он должен уплатить  фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за 2020 год в размере 7065,29 руб., фиксированный размер страховых взносов на ОМС за 2020 год в размере              1834,69 руб.

В связи с наличием задолженности административным истцом в адрес налогоплательщика направлено требование о добровольной оплате  задолженности от *** №***, в котором сообщалось о наличии задолженности по страховым взносам.  

По состоянию на дату подачи административного искового заявления сумма задолженности по требованию № *** от *** составляет 926,97 руб., из которых: страховые взносы на ОПС в сумме 699,60 руб., страховые взносы на ОМС в сумме 181,68 руб., пени 45,69 руб.

Судебный приказ по делу №*** от *** отменен определением мирового судьи судебного участка № 6 Димитровградского судебного района Ульяновской области от ***.

Административный истец просил взыскать с Ульянова К.Ю. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с 1 января 2017 года: налог в размере 699,60 руб., пени 36,27 руб., за период 2020 год; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 181,68  руб., пени 9,42 руб., за 2020 год,  всего на общую сумму 926,97 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ульянов К.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что в его адрес не направлялось административное исковое заявление, что препятствовало ему надлежащим образом подготовить возражения на административный иск. Обращает внимание, что по судебному приказу №*** от *** требования были исполнены в полном объеме, исполнительное производство         № *** окончено 06.10.2023, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для обращения в суд с данным иском.

Указывает, что на момент вынесения требования №*** от *** он находился в местах лишения свободы, в связи с чем не мог получить требование, направленное налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика. Полагает, что налоговым органом пропущен срок, установленный п.2 ст.48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ, по требованию № *** от ***, следовательно, пропущен срок для подачи административного искового заявления. Судом не принято во внимание, что по судебному приказу №*** взыскано           9945,67 руб., а не 8018,70 руб. как указано в решении суда. 

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание  кроме Ульянова К.Ю. другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии со ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В соответствии с пунктом 5 статьи 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Разрешая административный спор и удовлетворяя исковые требования налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик, прекративший деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 19.03.2020, был обязан уплатить страховые взносы в фиксированном размере за 2020 год по обязательному пенсионному страхованию - 7065,29 руб., по обязательному медицинскому страхованию - 1834,69 руб., но в бюджет поступила частично 02.10.2023 в сумме 8018,70 руб.

С такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они противоречат материалам дела.

Как следует из материалов дела, Ульянов К.Ю. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 25.09.2015 по 19.03.2020. За расчетный период с 01.01.2020 по 19.03.2020 он должен уплатить  фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за 2020 год в размере 7065,29 руб., фиксированный размер страховых взносов на ОМС за 2020 год в размере 1834,69 руб.

Налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика  выставлено требование от *** №*** по состоянию на 10.06.2020 с требованием об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 1834,69 руб., страховых взносов на обязательное  пенсионное страхование за 2020  год в сумме 7065,29 руб., со сроком оплаты до 21.07.2020 (л.д. 11-12).

В связи с неисполнением требования административный истец (до реорганизации – МИФНС №7 по Ульяновской области) обратился 05.08.2020 к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д.68).

*** мировым судьей судебного участка №7 Димитровградского судебного района Ульяновской области вынесен судебный приказ №*** о  взыскании с Ульянова К.Ю. в пользу МИФНС №7 по Ульяновской области недоимки на общую сумму 8945,67 руб., из которых: страховой взнос по ОПС за 2020 год - 7065,29 руб., пени 36,27 руб., страховой взнос на ОМС за 2020 год -1834,69 руб., пени 9,42 руб., указаны реквизиты для их уплаты (л.д.77).

На основании данного судебного приказа, предъявленному к исполнению в службу судебных приставов, было возбуждено исполнительное производство №*** от 12.10.2020, которое окончено фактическим исполнением 06.10.2023 (л.д.44).

Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету видно, что требования исполнительного документа исполнены в полном объеме. С должника Ульянова К.Ю. удержано 9945,67 руб., из которых 1000 руб. удержана в качестве исполнительского сбора,  8945, 67 руб. - перечислены взыскателю по реквизитам, указанным в исполнительном документе – судебном приказе. В качестве основания платежа указано  исполнительное производство №*** от 12.10.2020 (л.д.45-46).

Из представленных административным истцом сведений о распределении денежных средств следует, что поступившая до 01.01.2023 в рамках исполнительного производства №*** от 12.10.2020 сумма в размере 1000 руб. была распределена в счет погашения задолженности по страховым взносам за 2018 год (которые просужены и исполняются в рамках исполнительного производства, возбужденного 16.04.2019), а удержанные после 01.01.2023 денежные средства в размере 8018,70 руб. распределены в счет спорной задолженности по страховым взносам за 2020 год и на транспортный налог за 2018 год в сумме 926,97 руб. (л.д.130).

Таким образом, цена настоящего административного иска 926,97 руб.  сложилась не за счет неуплаты Ульяновым К.Ю. в бюджет денежных средств, взысканных с него судебным приказом №***, а за счет включения налоговым органом в сумму отрицательного сальдо по ЕНС суммы транспортного налога за 2018 год в сумме 926,97 руб., которые не являлись предметом исполнения по исполнительному производству №*** от 12.10.2020.

Следовательно, выводы суда первой инстанции о том, что взыскиваемая сумма в бюджет поступила частично 02.10.2023 в сумме 8018, 70 руб., нельзя признать правильными.

При этом ссылка налогового органа на применение к спорным правоотношениям положений п.8 ст.45 НК РФ, позволяющих направить удержанные с налогоплательщика суммы на погашение имеющихся у него более ранних недоимок, не свидетельствует о неисполнении Ульяновым К.Ю. требований исполнительного документа - судебного приказа №***. Ссылаясь на распределение денежных средств, поступивших в рамках исполнительного производства, на оплату иной задолженности, административный истец не представил доказательств обращения в установленный законом срок в суд с административным исковым заявлением о взыскании данной задолженности. Своими действиями, применяя зачет для погашения имеющейся у Ульянова К.Ю. недоимки по транспортному налогу за 2018 год (со сроком уплаты – до 02.12.2019), УФНС России по Ульяновской области фактически осуществила принудительное взыскание данной задолженности, которое в силу статьи 48 НК РФ осуществляется исключительно в судебном порядке.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 1 части 3 статьи 44 НК РФ).

Взыскивая с административного ответчика страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог 699,60 руб., пени 36,27 руб. за период 2020 год, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные период, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 181,68 руб., пени 9,42 руб. за 2020 год, всего 926,97 руб., судом первой инстанции не учтено то, что указанные суммы являлись предметом исполнения по исполнительному производству №*** от 12.10.2020, возбужденному на основании судебного приказа №*** от ***, которое окончено реальным исполнением 06.10.2023.

Судебный приказ №*** от *** был отменен ***, то есть, после погашения задолженности по уплате страховых взносов и пени.

Поскольку удержанная из заработной платы административного ответчика сумма, непосредственно указанная в судебном приказе №*** от ***, и перечисленная взыскателю с указанием назначения платежа «исполнительное производство №*** от 12.10.2020», то содержащаяся в платежном документе информация позволяла налоговому органу идентифицировать поступившие платежи.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Учитывая изложенное, денежные средства, перечисленные судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства в соответствии с Законом об исполнительном производстве, следует считать уплаченными в счет исполнения исполнительного документа вне зависимости от определения их принадлежности в соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ.

При этом следует отметить, что Федеральным законом от 31 июля 2023 года №389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в подпункт 5 пункта 6 статьи 45 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми денежные средства, перечисленные судебным приставом-исполнителем в качестве единого налогового платежа в рамках исполнительного производства в соответствии с Законом об исполнительном производстве, признаются уплаченными в счет исполнения требований по постановлению налогового органа о взыскании задолженности налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации за счет имущества либо судебного акта, содержащего требования о взыскании задолженности, вне зависимости от определения их принадлежности в соответствии с пунктом 8 данной статьи (действует с 01.10.2023).

Денежные средства, удержанные с Ульянова К.Ю., были перечислены судебным приставом в бюджет 29.09.2023, а распределены 02.10.2023 (л.д.130), то есть  после начала действия подпункта 5 пункта 6 статьи 45 НК РФ в новой редакции.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение нельзя признать правильным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

При этом судебная коллегия отмечает, что при наличии отрицательного сальдо Ульянова К.Ю. налоговый орган не лишен возможности обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании задолженности по ЕНС, сформировавшейся за счет неуплаты иных обязательных платежей и санкций.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от          17 июля 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы  по Ульяновской области к Ульянову Кириллу Юрьевичу о взыскании задолженности по ЕНС  и пени отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27.11.2024.