Судебный акт
О назначении страховой пенсии по старости досрочно за длительный стаж работы
Документ от 22.04.2025, опубликован на сайте 30.04.2025 под номером 118488, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, взыскании недополученной пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизов И.А.                                                      73RS0001-01-2024-006847-21

Дело № 33-1770/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        22 апреля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,

при секретаре Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Парамоновой Галины Геннадьевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 декабря 2024 года по гражданскому делу № 2-5266/2024, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Парамоновой Галины Геннадьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области об отмене решения об отказе в установлении пенсии, о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Парамонова Г.Г. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.

Требования мотивированы тем, что ответчиком было отказано в назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия сведений об уплате страховых взносов за периоды с 21 марта 1985 г. по 23 января 1986 г., с 11 февраля 1986 г. по 11 августа 1986 г., с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г.

Истец с данным решением ответчика не согласна, в связи с чем просила суд включить периоды работы с 21 марта 1985 г. по 23 января 1986 г., с 11 февраля 1986 г. по 11 августа 1986 г., с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ОСФР по Ульяновской области назначить ей страховую пенсию с даты обращения за ее назначением – 10 мая 2023 г., взыскать недополученную пенсию в размере 220 608 руб. 49 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Парамонова Г.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования. В обоснование жалобы указывает, что ответчик добровольно признал период с
1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. подлежащим включению в страховой стаж, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Парамонова Г.Г. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых взносах» (далее – Закон № 400-ФЗ).

Решением пенсионного органа от 14 июня 2023 г. № 68374/23 истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ ввиду отсутствия необходимого страхового стажа. Принятый к учету пенсионным органом страховой стаж Парамоновой Г.Г.. составил 35 лет 5 месяцев 28 дней. Рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости по достижению возраста 58 лет на общих основаниях, предусмотренных частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ (л.д. 9-10).

При этом в страховой стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости ответчиком не включены, в числе прочего, периоды с 21 марта 1985 г. по 23 января 1986 г., с 11 февраля 1986 г. по 11 августа 1986 г. – периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, с 1 января 2022 г. по 9 мая 2023 г. – период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 2 августа 2024 г. № *** дополнительно засчитан период осуществления истцом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г., с учетом которого страховой стаж составил 36 лет 5 месяцев 27 дней (л.д. 11-12).

На основании решения пенсионного органа от 23 октября 2024 г. Парамонова Г.Г. является получателем страховой пенсии по старости с даты достижения ею возраста 58 лет – 18 октября 2024 г.

Считая необоснованным и незаконным отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ с даты первоначального обращения в связи с исключением из страхового стажа периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 21 марта 1985 г. по
23 января 1986 г., с 11 февраля 1986 г. по 11 августа 1986 г., а также периода осуществления предпринимательской деятельности с 1 января 2023 г. по
31 декабря 2023 г.
, Парамонова Г.Г. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные Парамоновой Г.Г. исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении по той причине, что заявленные истицей периоды не относятся к числу тех, которые дают ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости за длительный стаж работы.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции обоснованными и не усматривает оснований для отмены постановленного по делу судебного решения по доводам апелляционной жалобы, поскольку приведенные выше выводы суда соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ (здесь и далее в ред. по состоянию на 05.05.2022) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно части 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются другие периоды, в том числе период прохождения военной службы (пункт 1), период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2), период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (пункт 3).

Из положений части 9 статьи 13 Закона № 400-ФЗ следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.

Таким образом, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктами 2 и 12 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 названного Федерального закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.

Доводы апелляционной жалобы Парамоновой Г.Г. о том, что в ее страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ подлежит включению период нахождения в добровольных правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г., подлежат отклонению, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, в том числе, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.

На основании части 11 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Вместе с тем, в силу подпункта 6 пункта 1 статьи 29 названного Федерального закона добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе физические лица в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж.

Поскольку ни пункт 5 статьи 29 Закона № 167-ФЗ, ни часть 9 статьи 13 Закона № 400-ФЗ не содержат норм о включении периодов добровольной уплаты страховых взносов в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно на основании части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, у лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в период добровольной уплаты ими страховых взносов, образуются пенсионные права только в части страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Для назначения пенсии истице ранее достижения пенсионного возраста в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, предусмотренные частью 9 статьи 13 Закона № 400-ФЗ, к которым добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию не относится, при этом страховой стаж должен составлять 37 лет, который у Парамоновой Г.Г. на момент обращения в пенсионный орган отсутствовал.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение правильность принятого судом решения. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции истца, были приведены в ходе разбирательства дела, исследованы судом и изложены в обжалуемом решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 декабря
2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Парамоновой Галины Геннадьевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.04.2025