УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Гельвер Е.В. 73RS0008-01-2024-001081-70
Дело № 33-1937/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
13 мая 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова
А.С., Самылиной О.П.,
при секретаре
Герасимове А.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение
Инзенского районного суда Ульяновской области от 24 января 2025 года, с учетом
определения того же суда от 21 февраля 2025 года об исправлении описки, по
гражданскому делу № 2-1-17/2025, по которому постановлено:
Исковые требования
Суминой Елены Геннадьевны удовлетворить.
Признать за Суминой
Еленой Геннадьевной право на снижение пенсионного возраста на 2 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991
№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием и работой в зоне с
льготным социально-экономическим статусом.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Сумина Е.Г. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области) о признании права на назначение досрочной пенсии
по старости в связи проживанием в зоне с льготным социально-экономическим
статусом.
В обоснование заявленных требований указано, что решением ОСФР по
Ульяновской области от 19 ноября 2024 г. истцу отказано в назначении досрочной
страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного
возраста в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС», как лицу, проживавшему (работавшему) на территории с
льготным социально-экономическим статусом в связи с отсутствием требуемой
продолжительности проживания и работы.
Полагает необходимым зачесть периоды проживания в г. Инза Инзенского
района Ульяновской области в период с 26
апреля 1986 г. по 21 марта 1992 г., с
1 июля 1996 г. по 26 ноября 1996 г., с 6 августа 1997 г. по 31 января 1998 г.
С учетом изложенного, Сумина Е.Г. просила признать за ней право на
досрочную пенсию по старости в связи проживанием в зоне с льготным
социально-экономическим статусом с уменьшением общеустановленного пенсионного
возраста в соответствии с нормами Федерального закона «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» на 2 года.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ОСФР
по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое
решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции указывает, что право на пенсию у истицы не наступило, поскольку она достигнет возраста
53 лет только *** 2025 г. Кроме того, сведений о регистрации Суминой Е.Г. в
г. Инза с 26 апреля 1986 г. по 10 ноября 1997 г. не имеется, факта ее
проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в течение полного
спорного периода не доказан.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и
обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная
коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела
следует, что Сумина Е.Г. 26 августа 2024 г. обратилась в ОСФР по Ульяновской
области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в
соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г.
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением ОСФР по
Ульяновской области от 19 ноября 2024 г. № *** Суминой Е.Г. было отказано в
назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием
требуемой продолжительности проживания или работы в зоне с
льготно-экономическом статусом (л.д. 21-22).
По представленным
истцом документам ответчиком признан период проживания Суминой Е.Г. в зоне с
льготным социально-экономическим статусом с 1 по 31 января 1989 г., с 1 по 30
апреля 1989 г., с 1 июля по 26 ноября 1996 г., с
11 ноября 1997 г. по 31 января 1998 г., а всего 9 месяцев 18 дня, что не дает
ей право на снижение пенсионного возраста.
Не согласившись с
данным решением ответчика, Сумина Е.Г. обратилась в суд с настоящим иском.
Рассмотрев по
существу заявленные требования, суд, верно применив закон и дав правильную
правовую оценку представленным доказательствам, обоснованно пришел к выводу об
удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1
статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют
лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с
учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному
закону).
В соответствии с
подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-ФЗ «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
на которых распространяются нормы Закона №1244-1, относятся в том числе
граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с
льготным социально-экономическим статусом.
Указанной категории
граждан в соответствии со статьей 34 Закона №1244- 1 пенсия по старости
назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и
дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории
зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем
на 3 года в общей сложности.
При этом согласно
примечанию к статье 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения
пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона,
предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших)
на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента
катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени
пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой
территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об
изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно статье 7
Закона № 1244-1 действие данного Закона распространяется на территории,
подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС.
Указанные территории
подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона
проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-
экономическим статусом.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г.
№ 557 город Инза Инзенского района Ульяновской области был включен в Перечень
населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне проживания с
льготным социально-экономическим статусом.
Согласно Перечню
населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от
18 декабря 1997 г. № 1582 город Инза Инзенского района Ульяновской области с
1 февраля 1998 г. не относится к зоне проживания с льготным
социально-экономическим статусом.
Приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. № 958н
утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии,
установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с
учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения
накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному
обеспечению».
В соответствии с
пунктом 100 названного перечня периоды проживания или работы в загрязненной
зоне подтверждаются соответствующими документами, к числу которых относятся
удостоверение установленного образца и документы, подтверждающие проживание в
указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Как следует из
материалов дела и установлено судом, Сумина (***) Е.Г., обучалась в Инзенской
средней школе № *** в период с 1 сентября 1979 г. по
29 июля 1987 г., проживала с родителями по адресу: ***, что подтверждается
справкой МКОУ «***» от 4 июля 2024 г. № 19 (л.д.14).
Из справки МБУ «Б***»
от 10 декабря 2024 г. следует, что родители истца А*** Л.Н. и А*** Г.А. были
зарегистрированы по адресу: *** в период с 1979 г по
19 февраля 1988 г. (л.д. 12).
Согласно справки МУП
«У***» Сумина (***) Е.Г. была зарегистрирована по адресу: ***, в период с 19
февраля 1988 г. по 25 февраля 1989 г.
(л.д. 9).
С 11 ноября 1997 г.
по настоящее время Сумина Е.Г. зарегистрирована
по адресу: ***, что подтверждается справкой
МБУ «Б***» от 28 июня 2024 г. (л.д. 10).
Из копии трудовой
книжки Суминой Е.Г. следует, что 1 февраля 1988 г. она была принята на работу в
*** на должность ***, уволена 21 марта 1992 г., в период с 1 июля по
26 ноября 1996 г. работала в *** в должности *** (л.д. 19-20).
Согласно личной
карточки на работника *** Сумину Е.Г. в период с 15 мая 1989 г. по 20 марта
1990 г. она находилась в отпуске по уходу за ребенком, а в период с 21 марта
1990 г. по 20 марта 1992 г. – в отпуске без сохранения заработной платы (л.д.
48).
Отказывая во
включении в период проживания или работы в зоне с льготно-экономическом
статусом период работы Суминой Е.Г. в *** в полном объеме, пенсионный орган
исходил из отсутствия сведений о получении истцом заработной платы.
Между тем, как
установлено судом и подтверждается материалами дела,
26 ноября 1988 г. *** (Сумина) Е.Г. вступила в брак с С*** А.П.
(л.д. 13).
*** г. у них родился
сын С*** Д.А., при этом в свидетельстве о рождении место рождения указано в г.
Инзе (л.д. 15).
Согласно трудовой
книжки С*** А.П. в период с 22 декабря 1987 г. по
18 января 1989 г. он работал на *** «И***», с 31 января 1989 г. по 9 апреля
1990 г. – в тресте «О*** (г. Инза), с 23 апреля 1990 г. – на *** «И***».
Таким образом,
совокупностью доказательств подтверждается, что в спорный период Сумина Е.Г. с
семьей проживали в г. Инзе.
Из справки
Инзенского отдела службы занятости населения от 5 августа 1998 г. следует, что
Сумина Е.Г., проживающая по адресу: ***, в период с 6 августа 1997 г. по 5
августа 1998 г. получала пособие по безработице (л.д. 8).
Таким образом,
собранными по делу письменными доказательствами подтверждается, что Сумина Е.Г.
проживала в г. Инзе, относившемуся к зоне с льготным социально-экономическим
статусом, в период с 26 апреля 1986 г. по
29 июля 1987 г. – обучение в Инзенской средней школе № *** и проживание в доме
родителей в г. Инзе; с 1 февраля 1988 г. по 21 марта 1992 г. – работа в ***; с
1 июля 1996 г. по 26 ноября 1996 г. – работа в ***; с 6 августа 1997 г. по 31
января 1998 г. – получение пособия по временной нетрудоспособности и проживание
в г. Инза, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 2 года.
Выводы суда
мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для
признания их неправильными не имеется.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Инзенского районного суда Ульяновской
области от 24 января
2025 года, с учетом определения того же суда от 21 февраля 2025 года об
исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Инзенский
районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 16.05.2025