УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Мерзляков К.В. 73RS0011-02-2024-000480-15
Дело № 33-1997/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
13 мая 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова
А.С., Самылиной О.П.,
при секретаре
Герасимове А.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение
Майнского районного суда Ульяновской области от 14 января 2025 года, с учетом
определения того же суда от 3 марта
2025 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-2-20/2025, по
которому постановлено:
Исковые требования
Брунер Марины Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (ИНН 7325000479) назначить Брунер Марине Александровне (паспорт серии ***)
пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на три года в соответствии
со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» с 17 ноября 2024 года.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения истца
Брунер М.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная
коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Брунер М.А. обратилась в суд с измененным в ходе рассмотрения дела иском
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о назначении
досрочной пенсии по старости в связи проживанием в зоне с льготным
социально-экономическим статусом.
В обоснование заявленных требований указала, что решением ОСФР по Ульяновской
области от 20 ноября 2024 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой
пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в
соответствии со ст. 34 Федерального закона «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
как лицу, проживавшему (работавшему) на территории с льготным
социально-экономическим статусом – в селе З*** Вешкаймского района в связи с
отсутствием требуемой продолжительности проживания и работы.
Полагает необходимым зачесть периоды проживания в с. З*** на момент
катастрофы 26 апреля 1986 г., в период обучения в *** средней школе с 1 июля
1986 г. по 31 августа 1988 г., в работы на ферме в колхозе им. К*** с 2 июля 1991
г. по 30 ноября 1998 г.
С учетом изложенного, Брунер М.А. просила обязать ОСФР по Ульяновской
области назначить ей досрочную пенсию по старости в связи проживанием в зоне с
льготным социально-экономическим статусом с уменьшением общеустановленного
пенсионного возраста в соответствии с нормами Федерального закона «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» с 17 ноября 2024 г.
Судом к участию в деле в качестве третьих
лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
привлечены Администрации МО
«Ермоловское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, СПК
им. К***.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ОСФР
по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое
решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции указывает, что факт постоянной работы Брунер М.А.
на территории с льготным социально-экономическим статусом в период с 6 января
по 29 октября 1992 г. не подтвержден. Характер работы не может подтверждаться
свидетельскими показаниями, факт проживания на загрязненной территории должен
быть удостоверен документально.
В возражениях на
апелляционную жалобу Брунер М.А. просит оставить решение суда без изменения,
жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Выслушав
явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах
доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для
отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела
следует, что Брунер М.А. 5 ноября 2024 г. обратилась в ОСФР по Ульяновской
области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в
соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г.
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением ОСФР по
Ульяновской области от 20 ноября 2024 г. № *** Брунер М.А. было отказано в
назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием
требуемой продолжительности проживания или работы в зоне с
льготно-экономическом статусом (л.д. 9-10).
По представленным
истцом документам ответчиком признан период проживания Брунер М.А. в зоне с
льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 г. по 26 июня 1988
г., с 30 октября 1992 г. по 31 января 1998 г., а всего 7 лет 5 месяцев 3 дня,
что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 2 года.
Период работы в
колхозе им. К*** с 6 января по 29 октября 1992 г. не был засчитан за работу в
зоне с льготным социально-экономическим статусом, так как указанный колхоз
находится в с. Е***, не относившемуся к зоне с льготным социально-экономическим
статусом.
Не согласившись с
данным решением ответчика, Брунера М.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Рассмотрев по существу
заявленные требования, суд, верно применив закон и дав правильную правовую
оценку представленным доказательствам, обоснованно пришел к выводу об
удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1
статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют
лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с
учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному
закону).
В соответствии с
подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-ФЗ «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
на которых распространяются нормы Закона №1244-1, относятся в том числе
граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с
льготным социально-экономическим статусом.
Указанной категории
граждан в соответствии со статьей 34 Закона №1244- 1 пенсия по старости
назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и
дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории
зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем
на 3 года в общей сложности.
При этом согласно
примечанию к статье 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения
пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона,
предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших
(работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период
от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от
времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с
этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об
изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно статье 7
Закона № 1244-1 действие данного Закона распространяется на территории,
подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС.
Указанные территории
подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона
проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-
экономическим статусом.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г.
№ 557 село З*** Вешкаймского района Ульяновской области было включено в
Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне проживания с
льготным социально-экономическим статусом.
Согласно Перечню
населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от
18 декабря 1997 г. № 1582 село З*** Вешкаймского района Ульяновской области с 1
февраля 1998 г. не относится к зоне проживания с льготным
социально-экономическим статусом.
Приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. № 958н
утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии,
установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с
учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения
накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному
обеспечению».
В соответствии с
пунктом 100 названного перечня периоды проживания или работы в загрязненной
зоне подтверждаются соответствующими документами, к числу которых относятся
удостоверение установленного образца и документы, подтверждающие проживание в
указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Как следует из
материалов дела и установлено судом, в период с 1 января 1980 г. по 29 октября
1992 г. Брунер (Л***) М.А. проживала со своими родителями в селе З*** Вешкаймского
района Ульяновской области, что подтверждается справкой администрации Е***
сельского поселения от
7 октября 2024 г. № *** (л.д. 59).
Согласно справки Е***
сельского поселения от 3 октября 2024 г.
№ 44 Брунер М.А. зарегистрирована и постоянно проживает в с селе З*** Вешкаймского
района Ульяновской области с 30 октября 1992 г. по настоящее время (л.д. 60).
Указанные сведения
также подтверждаются представленными районной администрацией копиями домовых
(похозяйственных) книг (л.д. 61-67).
Из трудовой книжки
колхозника и справки СПК им. К*** следует, что в период с 6 января 1991 г. по
29 сентября 1998 г. Брунер М.А. работала в колхозе им. К***. На основании
решения заседания правления (протокол от 21 января 19992 г. № 1) Брунер (Л***)
М.А. была принята на работу *** с 6 января 1992 г. (л.д. 71, 73-74).
Справкой СПК им. К***
от 17 октября 2024 г. № 6 также подтверждается факт выплаты истцу заработной
платы, начиная с января 1992 г. (л.д. 72).
Допрошенные судом
первой инстанции в качестве свидетелей Ч*** Н.Б., Л*** А.В. пояснили, что в
спорный период Брунер М.А. работала на ферме № ***, территориально
расположенной в селе З***.
Оценив
представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к
обоснованному выводу о доказанности факта постоянного проживания Брунер М.А. в
период с 6 января по 29 октября 1992 г. в селе З*** Вешкаймского района
Ульяновской области, которое относилось к зоне проживания с льготным
социально-экономическим статусом, что, с учетом ранее учтенного ответчиком
период проживания на «загрязненной» территории продолжительностью 7 лет 5
месяцев 3 дня, дает ей право на снижение пенсионного возраста на три года.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы факт проживания Брунер М.А. на территории с льготным
социально-экономическим статусом подтвержден документально, а именно справками
районной администрации.
Судебная коллегия
также учитывает, что период с 30 октября 1992 г. по
31 января 1998 г. добровольно учтен ответчиком, из чего следует, что пенсионным
органом признается факт проживания истца в с. З*** в период ее работы в колхозе
им. К***.
Учитывая 17 ноября
2024 г. Брунер М.А. достигла возраста 52 лет, у нее возникло право на
назначение ей пенсии в порядке статьи 34 Закона № 1244-1.
Выводы суда
мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для
признания их неправильными не имеется.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам
дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом
правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майнского районного суда Ульяновской
области от 14 января
2025 года, с учетом определения того же суда от 3 марта 2025 года об
исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Майнский
районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 16.05.2025