Судебный акт
Об оспаривании группы инвалидности
Документ от 20.05.2025, опубликован на сайте 04.06.2025 под номером 118979, 2-я гражданская, об отмене акта освидетельствования, возложении обязанности провести повторную медико-социальную экспертизу, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Земцова О.Б.                                                   73RS0003-01-2024-001686-72

Дело № 33-874/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      20 мая 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тарновского Сергея Георгиевича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 21 июня 2024 года по гражданскому делу № 2-1230/2024, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Тарновского Сергея Георгиевича к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об отмене акта освидетельствования и возложении обязанности провести повторную медико-социальную экспертизу, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Тарновский С.Г. обратился в суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области») об отмене акта освидетельствования и возложении обязанности провести повторную медико-социальную экспертизу.

В обоснование требований указано, что 6 сентября 2023 г. Тарновский С.Г. освидетельствован экспертами бюро № 12-филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», ему установлена *** группа инвалидности на срок до 1 октября
2024 г.

С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Вследствие перенесенного *** у него произошли нарушения функций ***, пропала возможность к самообслуживанию. Фактически истец является лежачим больным, который не в состоянии обслуживать себя самого и следить за домом.

С учетом изложенного, Тарновский С.Г. просил отменить акт освидетельствования ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» от 14 сентября
2023 г. № ***; обязать ответчика провести в отношении него повторную медико-социальную экспертизу.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социальной защиты Российской федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Тарновский С.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда вынесено с нарушением норм процессуального права. Обращает внимание, что суд первой инстанции отказал в удовлетворении его ходатайства об изменении исковых требований. Кроме того, судом первой инстанции не учтено его право на жизнь, закрепленное статьей 20 Конституции Российской Федерации, нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения; участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; определение степени утраты профессиональной трудоспособности (часть 3 статьи 8 Закона № 181-ФЗ).

Правила признания лица инвалидом утверждены постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. № 588 (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро).

В соответствии с пунктом 3 Правил медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В силу пункта 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.

Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (пункт 6 Правил).

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид» (пункт 7 Правил).

Согласно пункту 31 Правил медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина проводится путем опроса, осмотра и обследования гражданина специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при необходимости с использованием специального диагностического оборудования, изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.

Исходя из Правил признания лица инвалидом признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Таким образом, признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. Решение учреждения медико-социальной экспертизы о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Сведения о лице, признанном инвалидом (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты), включая сведения о результатах проведенной в отношении его медико-социальной экспертизы, подлежат включению в федеральный регистр инвалидов, оператором которого является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Тарновский С.Г. обратился в учреждение медико-социальной экспертизы (бюро № 12 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области») с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы с целью определения инвалидности.

По результатам медико-социальной экспертизы, проведенной в заочной форме (акт медико-социальной экспертизы гражданина от 14 сентября 2023 г.
№ ***), специалистами бюро № 12 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Тарновскому С.Г. вынесен клинико-функциональный диагноз. Основное заболевание: ***., явились основанием для признания Тарновского С.Г. инвалидом *** группы с причиной «***» сроком на 1 год с 06 сентября 2023 г. до 01 октября 2024 г. (т. 1,
л.д. 167-174).

По направлению лечебного учреждения специалистами экспертного состава № 11 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» была проведена очная медико-социальная экспертиза на дому. У Тарновского С.Г. были выявлены стойкие значительно выраженные нарушения ***. ***, что явилось основанием для установления ему *** группы инвалидности с причиной «***», сроком на 2 года до 1 мая 2026 г. (т. 1, л.д. 141-149).

Согласно заключению судебной медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан» от 11 апреля 2025 г. специалисты экспертного состава № 4 Главного бюро после изучения представленных документов, после проведения анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, на основе полученных документов и сведений пришли к выводу, что оснований для установления Тарновскому С.Г. *** группы инвалидности по состоянию на 6 сентября 2023 г. не имелось (т. 2, л.д. 178-188).

Оснований не соглашаться с указанными выводами судебной медико-социальной экспертизы у судебной коллегии не имеется, поскольку экспертиза проведена в соответствии с установленным порядком ее проведения согласно статьи 84 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при проведении исследования использовались данные установленные судом, квалификация и уровень экспертов сомнений у судебной коллегии не вызывают, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанный в результате его вывод содержит ответы на поставленные судом вопросы, заключение экспертов проведено на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании предоставленных сторонами и собранными по делу доказательств с учетом прав и обязанностей эксперта в силу статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценивая данные выводы судебной экспертизы по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отмечает, что они согласуются с другими доказательствами по делу, в частности сведениями из медицинской документации истца.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы на правильное по существу решение суда первой инстанции не влияют.

Судом разрешены исковые требования Тарновского С.Г. в том виде, как они были заявлены в суде первой инстанции. Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований для принятия дополнительных требований о возложении на ответчика обязанности установить инвалидность представителям истца у суда не имелось, поскольку эти требования не были направлены на изменение иска
Тарновского С.Г., а фактически содержали самостоятельные требования иных лиц.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 21 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарновского Сергея Георгиевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.05.2025