Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 12.08.2025, опубликован на сайте 03.09.2025 под номером 120593, 2-я гражданская, о назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0006-01-2025-000155-60                           

Судья Гаврилова Е.И.                                                                           Дело №33-3194/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     12 августа 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,

при секретаре Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 18 апреля 2025 года по гражданскому делу № 2-132/2025, по которому постановлено:

 

иск  Ожгихиной Галины Ивановны удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Ожгихиной Галины Ивановны,               *** года рождения, в зоне с правом на отселение в период с 26 апреля 1986 года по 15 декабря 1986 года.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 27 февраля 2025 года  в части отказа признания за  Ожгихиной Г.И. права на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Включить Ожгихиной Галине Ивановне период с 26 апреля 1986 года по 15 декабря 1986 года для определения права на назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Отделение Фонда пенсионного  и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Ожгихиной Галине Ивановне  пенсию по старости в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 27 ноября 2024 года.

 

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ожгихина Г.И. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) об установлении факта проживания в зоне с правом на отселение, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Требования были мотивированы тем, что  27.11.2024 она обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с правом на отселение в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 27.02.2025  ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием документального подтверждения статуса гражданина, проживавшего (работавшего) в зоне с правом на отселение в соответствии с требованиями российского законодательства.

С данным решением она не согласна, поскольку в период с 01.08.1985 по 15.12.1986 она проживала в г. ***, работала в должности ***.

В связи с этим просила суд установить факт ее проживания в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - ***; признать решение ОСФР по Ульяновской области от 27.02.2025 об отказе в назначении пенсии незаконным;  обязать ОСФР по Ульяновской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период проживания в  *** с 01.08.1985 по 15.12.1986;  обязать ОСФР по Ульяновской области назначить ей досрочную пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию с даты обращения -  27.11.2024.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что для граждан пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, переселившихся с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гарантируются при условии предъявления российского удостоверения установленного образца. Истец Ожгихина Г.И. не представила в ходе рассмотрения дела документального подтверждения факта ее постоянного проживания в зоне с правом на отселение в период с 26.04.1986 по 15.12.1986.

В возражениях на апелляционную жалобу Ожгихина Г.И. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области -  без удовлетворения. 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным, как определено в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные названным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

В силу части  1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие этого закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (часть 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Зона проживания с правом на отселение - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом (часть 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Статья 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определяет условия назначения страховой пенсии по старости.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определяет условия назначения страховой пенсии по старости в редакции по состоянию на 31.12.2018).

Согласно части 2 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991          № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона Российской Федерации от 15.05.1991                 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991           № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

В соответствии со статьей 37 Закона Российской Федерации от 15.05.1991                № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и последующие годы, пенсия по возрасту назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет) (часть 3 статья 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ).

Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991          № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986. Независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Из приведенных положений Закона Российской Федерации от 15.05.1991          № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что право граждан на пенсионное обеспечение ранее общеустановленного в Российской Федерации пенсионного возраста возникает, в частности при условии их постоянного проживания либо работы на территории с правом на отселение.

При этом, меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гарантируются также гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания (статья 49 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Из материалов дела следует, что 27.11.2024 истец Ожгихина Г.И., *** года рождения,  обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с правом на отселение в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 27.02.2025 истцу было отказано в назначении пенсии по указанным основаниям в связи с отсутствием документального подтверждения статуса гражданина, проживавшего (работавшего) в зоне с правом на отселение в соответствии с требованиями российского законодательства.

Из материалов дела также следует, что истец Ожгихина Г.И. с 01.08.1985 по 15.12.1986 осуществляла трудовую деятельность  в должности *** (л.д. 12, 84-85).

Из письма *** от 12.02.2025 следует, что населенный пункт *** относился к зоне с правом на отселение как территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 10 Ки/кв. км (л.д.53).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе показания свидетелей, руководствуясь вышеуказанными положениями действующего законодательства, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ожгихиной Г.И.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что истец Ожгихина Г.И.  с 26.04.1986 по 15.12.1986 проживала в зоне с правом на отселение в населенном пункте ***, что дает ей право на снижение общеустановленного пенсионного возраста, в связи с чем решение ОСФР по Ульяновской области от 27.02.2025 является незаконным и у истца имеется право на назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Разрешая требования истца Ожгихиной Г.И о назначении пенсии и определяя дату, с которой ей может быть назначена пенсия, с учетом того, что она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 27.11.2024, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пенсия должна быть назначена с указанной даты.

Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, подробно приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований, в связи с чем доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области о несогласии с решением суда в данной части являются несостоятельными.

Факт проживания (работы) истца в период с 26.04.1986 по 15.12.1986 в ***, подтверждается трудовой книжкой, справками из Управления по труду, занятости и социальной защите Рогачевского исполнительного комитета.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что            ***, в котором проживала Ожгихина Г.И., соответствует по характеристикам радиоактивного загрязнения зоне проживания с правом на отселение, указанной  в части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Оценка представленных в материалы дела доказательств относительно проживания истца в спорные периоды на территории с правом на отселение  произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследованы представленные сторонами по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности.

Само по себе несогласие ответчик с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в апелляционной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильного судебного решения.

Оснований для иной оценки фактических обстоятельств дела и представленных суду первой инстанции доказательств судебная коллегия не усматривает.

Вопреки довода апелляционной жалобы, отсутствие у истца специального удостоверения единого образца также не являлось основанием для отказа в удовлетворении требований.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 15.12. 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.

В рамках реализации этих полномочий приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

В подпункте «б» пункта 18 данного Перечня предусмотрено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктом 109 данного Перечня установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Таким образом, постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения подтверждается не только удостоверениями установленного образца, но документами, подтверждающими проживание в указанных зонах.

В данном случае такие документы были представлены истцом.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального права, в частности положения Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного решения, повторяют их позицию  при рассмотрении дела,  сводятся к иной оценке доказательств, получивших надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом решении.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 18 апреля 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Барышский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.08.2025.