Судебный акт
О досрочном назначении страховой пенсии по старости
Документ от 14.10.2025, опубликован на сайте 24.10.2025 под номером 121826, 2-я гражданская, об установлени ифакта проживания на территории ДНР, признании отказа в назначении досрочной пенсии в связи с медицинской деятельностью, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2025-000477-38

Судья Бирюкова О.В.                                                                      Дело № 33-4097/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      14 октября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Синчуговой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-943/2025 по апелляционной жалобе представителя Фунтиковой Натальи Николаевны –                  Васиной Елены Геннадьевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 марта 2025 года, по которому постановлено:

в удовлетворении иска Фунтиковой Натальи Николаевны к ОСФР по Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов в стаж, возложении обязанности назначить пенсию отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Фунтиковой Н.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Фунтикова Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов в стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что 05.08.2024 Фунтикова Н.Н. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по Ульяновской области от 18.11.2024 № *** ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. При этом в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитан период обучения в *** с 01.09.1995 по 19.01.1999, период работы в *** с 20.01.1999 по 29.05.2015 и периоды ухода за детьми, *** года рождения, и *** года рождения. С решением пенсионного органа она не согласна.

С учетом уточненных исковых требований Фунтикова Н.Н. просила суд установить факт ее проживания на территории *** в период с 11.05.2014 и выезд с вышеуказанной территории в июне 2015 года, признать отказ ОСФР по Ульяновской области в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 18.11.2024 незаконным, обязать ОСФР по Ульяновской области включить в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости период обучения в *** с 01.09.1995 по 19.01.1999, период работы в *** с 20.01.1999 по 29.05.2015, периоды ухода за детьми с апреля 1999 года по  январь 2001 года и с апреля 2005 года по январь 2007 года, признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 03.09.2024 (л.д. 4-8, 206-207).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Фунтиковой Н.Н. – Васина Е.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. С 22.04.1999 Фунтикова Н.Н. проживала по адресу: ***, откуда вынужденно выехала 12.06.2015 на территорию Российской Федерации в связи военными действиями и существующей реальной угрозой для жизни. 22.06.2015 Фунтиковой Н.Н. оформлено свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации сроком действия до 29.05.2018, а 05.10.2019 получено Российское гражданство. Проживание на территории *** в период с 11.05.2014 по 31.12.2022 позволяет применить положения Федерального закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» и включить заявленные периоды в подсчет стажа при оценке права на досрочное назначение по старости.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013            № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия но старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).

Согласно подпункту «а» пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:

список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»,

список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», – для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

Позицией 12300000-24577 раздела XIX «Учреждения здравоохранения» Списка № 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, предусмотрены рентгенолаборанты, в том числе в рентгенооперационных, ангиографических и флюорографических кабинетах.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

В силу части 2 статьи 14  Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.08.2024 Фунтикова Н.Н., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (л.д. 79-82).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 18.11.2024 № *** Фунтиковой Н.Н. отказано в назначении страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (л.д. 12-15, 75-77).

В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», и в страховой стаж засчитан период работы с 01.02.2016 по 04.08.2024 (08-06-04) в должности рентгенлаборанта рентгенологического кабинета в ***.

В страховой стаж также засчитан период работы с 08.07.2015 по 31.01.2016 (00-06-24) в ***.

В страховой стаж не засчитаны периоды:

с 01.09.1995 по 19.01.1999 – обучение в ***,

с 20.01.1999 по 29.05.2015 – работа в ***

периоды ухода за детьми, *** года рождения, *** года рождения.

Основанием для отказа в зачете указанных периодов при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости послужило отсутствие подтверждения постоянного проживания истца на территории *** по состоянию на 30.09.2022 и в период с 11.05.2014 по 29.09.2022.

Фунтикова Н.Н. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования 23.06.2015 (л.д. 65).

По состоянию на дату обращения (05.08.2024) у Фунтиковой Н.Н. продолжительность стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составляет  8 лет 6 месяцев 4 дня (при требуемой 7 лет 6 месяцев), продолжительность страхового стажа – 9 лет 28 дней (при требуемой не менее 15 лет), величина индивидуального пенсионного коэффициента – 19,246 (при требуемой – 28,2).

Не согласившись с решением ОСФР по Ульяновской области от 18.11.2024 № ***, Фунтикова Н.Н. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия сведений о постоянном проживании Фунтиковой Н.Н. на территории *** на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики (30.09.2022), а также оснований для применения Федерального закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 17.02.2023                    № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии.

Постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики в период с 11.05.2014 по 29.09.2022, на территории Запорожской области или Херсонской области в период с 24.02.2022 по 29.09.2022, выехавшего в эти периоды за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории, свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом), либо иным документом, выданным этим федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), при наличии в его распоряжении соответствующих документов (сведений) (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области»).

Таким образом, Федеральный закон от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», вступивший в силу с 01.03.2023, устанавливает особый порядок реализации прав граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 30.09.2022 на территории, в том числе ***, в период с 11.05.2014 по 29.09.2022 включительно и выехавших за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также создает условия для организации индивидуального

(персонифицированного) учета в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно трудовой книжке Фунтиковой Н.Н. 20.01.1999 она принята на должность медицинской сестры терапевтического приема поликлиники, 05.01.2001 – переведена на должность рентгенлаборанта, 29.05.2015 – уволена по собственному желанию (л.д. 84).

Из представленных УМВД России по Ульяновской области в материалы дела документов (л.д. 26-50) следует, что Фунтикова Н.Н. с 28.12.2018 зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***!. Ульяновск, пер. Хлебный д. 5!%; на территорию Российской Федерации прибыла 13.06.2015, прежнее место жительства: ***. Решением от 05.10.2019 Фунтикова Н.Н. принята в гражданство Российской Федерации.

По запросу судебной коллегии пенсионным органом представлена справка УМВД России по Ульяновской области от 27.05.2025, согласно которой подтверждается регистрация Фунтиковой Н.Н. по месту жительства в период с 22.04.1999 по 15.10.2019 на территории ***.

Принимая во внимание изложенное, Фунтикова Н.Н. прибыла на территорию Российской Федерации из *** (в настоящее время – ***), стала гражданином Российской Федерации, что дает ей право в соответствии с Федеральным законом от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» претендовать на включение в подсчет стажа при определении возможности досрочного назначения страховой пенсии по старости заявленных периодов.

Вместе с тем оснований для отмены обжалуемого судебного акта в настоящее время не имеется.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 04.08.2025 Фунтиковой Н.Н. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с учетом положений Федерального закона от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» с 03.09.2024.

Выплата недополученной пенсии за период с 03.09.2024 по 31.08.2025 произведена на расчетный счет истца, открытый в АО «***» в размере 226 834 руб. 96 коп.

При определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в подсчет стажа ей включены периоды с 01.09.1995 по 19.01.1999 – обучение в ***, с 20.01.1999 по 29.05.2015 – работа в ***.

С 21.06.1999 по 20.12.2000 ей установлена величина пенсионного коэффициента – 2,7 за период ухода за ребенком, *** года рождения, до исполнения им возраста полутора лет.

Период ухода за ребенком, *** года рождения, не засчитан в индивидуальный пенсионный коэффициент в связи с тем, что для более высокого размера пенсии ей выгоднее засчитать суммы страховых взносов за период работы с 01.01.2002 по 29.05.2015.

Повторное включение одних и тех же периодов в один и тот же вид стажа пенсионным законодательством не предусмотрено.

Поскольку защите подлежит нарушенное право (статья 3 ГПК РФ), а нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусматривают возможности повторного включения периодов работы, если ранее они уже были учтены при расчете стажа, оснований для повторного зачета спорных периодов в подсчет стажа при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и повторного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с 03.09.2024 у судебной коллегии не имеется, в связи с чем решение суда не подлежит отмене.

Вследствие того, что постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории *** подтверждается сведениями (документами), выданными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом), при решении вопроса о досрочном установлении Фунтиковой Н.Н. страховой пенсии по старости ОСФР по Ульяновской области направлены запросы в УМВД России по Ульяновской области с просьбой подтвердить постоянное проживание на территории *** по состоянию на 30.09.2022 или в период с 11.05.2014 по 29.09.2022, вместе с тем до принятия решения от 18.11.2024 № *** ответ не поступил. Учитывая, что необходимые обстоятельства по спору установлены непосредственно при судебном разбирательстве, подтверждение постоянного проживания истца на территории *** от уполномоченного органа поступили после принятия решения ОСФР по Ульяновской области от 18.11.2024, правовые основания для признания в настоящее время решения пенсионного органа незаконным отсутствуют.

Требование об установлении факта постоянного проживания на территории *** в период с 11.05.2014 по июнь 2015 года не является самостоятельным исковым требованием, в связи с чем правомерно расценено судом как обоснование иска о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от                                        31 марта 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя                                     Фунтиковой Натальи Николаевны – Васиной Елены Геннадьевны –                                           без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев  со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.10.2025